Анализ российской рыночной экономики

· Укоренённость плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорция в наиболее важных аспектах: «потребление-накопление», «военная - гражданская сфера производства», «промежуточный - конечный продукт» и др.;

· Низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связанное с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);

· Доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей степени нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а так же и весьма опасном экологическом состоянии среды;

· Политическая нестабильность, особенно характерна для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать её в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу, как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья, и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установиться регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 года экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между ем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики - собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамида» привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросили страну назад на 5 лет, снизили популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднили развитие реального сектора экономики.

Экономика называется переходной, если она находится в состоянии движения от одной экономической системы к другой. В 1990-е годы в восточноевропейских странах совершился переход от так называемо социалистической системы, основанной на общественной собственности на средства производства и централизованном управлении, к экономике рыночного типа. Именно поэтому экономика этих государств называется переходной.

Чтобы показать характер, масштабы и содержание такого перехода, следует сопоставить основные черты административно-командной и рыночной экономических систем.

Командно-административная система характеризовалась:

0 безраздельным господством государственной собственности на средства производства (более 90% основных фондов находилось в руках государства);

1 высоким уровнем обобществления во всех сферах экономики: единым народнохозяйственным комплексом, высочайшим уровнем концентрации и централизации производства, централизованным распределением, государственной организацией потребления;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Расчет технико-экономических показателей участка по изготовлению демисезонного пальто для девочки по индивидуальным заказам населения
В настоящее время развитие швейных предприятий как легкой промышленности, так и сферы сервиса осуществляется в условиях рыночной экономики, поиска наиболее гибких производственных и организационных структур, установления партнерства и ...

Износ и амортизация основных фондов
Основной признак предприятия это наличие в его собственности, в его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества - материально-технической базы (МТБ). МТБ обеспечивает предприятию возможность функционирова ...

Разделы сайта