Стоимость

Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая, она существует в тех способах производства, где есть товарное производство.

Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняет по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике - произведение цены товара на его количество рис. 1.

Рис. 1

Товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Это единство можно представить так:

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель - купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству - стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимости. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону плюс уравновешиваются отклонениями в сторону минус.

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:

а) выступает в качестве регулятора товарного производства;

б) способствует росту производительности труда;

в) способствует дифференциации товаропроизводителей.

Другие статьи по теме

Исследование деловой активности предприятий
В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно ув ...

Венчурные фонды и финансирование инвестиционных проектов
Актуальность темы исследования. Перспективы развития России в XXI веке в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых тех ...

Разделы сайта