Ценовая конкуренция и ценовые «войны»

Когда число поставщиков конкретного товара ограничено, их поведение можно описать двояко.

Если одна из фирм- олигополистов понижает или повышает цену на товар, она вынуждает реагировать конкурентов, которые заинтересованы в том, чтобы нейтрализовать преимущество в цене, которого пыталась добиться изначально фирма-инициатор. В результате фактически общий объем продаж всех фирм не изменяется, ни одна из фирм не теряет своих покупателей. Отток или приток покупателей ощущает лишь отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен между конкурентами на рынке олигополии. Отток покупателей произойдет в том случае, когда фирмы будут повышать цены, конкурируя. Покупатели будут искать альтернативные товары в других отраслях, заменяя вовсе товар данной отрасли. Приток же покупателей произойдет в случае понижения цен олигополистами, которые рассчитывают увеличить свой объем продаж. Вполне вероятно, что покупатели попытаются увеличить объем закупок, что в конечном итого не принесет прибыли производителю, потому что цены будут очень низкими.

На практике повышения цены одним из товаропроизводителей конкуренты, как правило, оставляют без внимания. Это происходит потому, что фирмы надеются увеличить свои доли в общем объеме продаж, вытеснив тем самым фирму- инициатора поднятия цен на товар.

Достаточно сдержанный характер ценовой конкуренции связан, во-первых, с риском развязывания «войны» цен, а во-вторых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению с конкурентами.

Ценовая война

- цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. Ценовая война- это одно из многих возможных последствий олигополистической конкуренции. Ценовые войны крайне выгодны для прибыли фирм-олигополистов и хороши для покупателей.

Понять, почему же фирмы вступают в ценовые войны, несложно. Каждая фирма надеется, что конкуренты не следят за нее действиями, ей удастся понизить цену на 1 рубль без последующего понижения цены конкурентами и захватить весь рынок. В действительности это невозможно. Фирмы- олигополисты наблюдают за действиями конкурентов и в случае понижения цены конкурентом на 1 рубль, они понизят цены на 1 рубль 1 копейку, желая получить большую прибыль. Развяжется ценовая война. Фирмы, конкурируя между собой, будут понижать цену до уровня средних издержек. В итоге товаропроизводители установят равновесную цену, которая равна P=AC=MC .Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции.

Равновесие цен будет существовать в том случае, когда ни одна фирма больше не сможет получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Так как на каждая фирма допускает повышение цен конкуренты не обращают внимания и не меняют цену, каждая фирма будет сохранять равновесную цену. Повышение цены означало бы потерю всех продаж в пользу конкурентов, которые, как предполагается, удерживают свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это равновесие называют равновесием Бертрана.

В общем, равновесие на олигополистическом рынке зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.

К сожалению потребителей, которым выгодны ценовые войны, они как правило недолговечны. Олигополистические фирмы стараются вступать между собой в сотрудничество, устанавливать цены и делить рынки так, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.

Заключение

В нашей курсовой работе мы попытались охарактеризовать особенности олигополии как рыночной структуры.

Олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке присутствует малое количество фирм, контролирующих большую часть рынка.

Особенности олигополии, ее основные признаки мы рассмотрели в первой главе нашей работы. К основным признакам олигополии можно отнести:

малое количество фирм;

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Совершенствование управления основными фондами
В условиях становления рыночных отношений предприятия становятся собственниками определенного обособленного имущества, поэтому важное значение приобретает оценка имущества предприятия. В своей деятельности предприятие для осуществления ...

Предмет и метод экономической теории
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потр ...

Разделы сайта