. инвестиции.
Поскольку венчурные инвестиции - это, прежде всего, инвестиции в команду, то ее компетенция, возможности и предыдущий опыт станут первоочередной областью интереса инвестора в процессе «знакомства» с компанией. В силу этого необходимо предоставить детализированную информацию о каждом члене топ-менеджмента компании: опыт работы, зарплата, продвижение по служебной лестнице, ученые звания. Большим аргументом в пользу выбора компании является наличие опыта коммерциализации технологий у авторов разработок, опыт создания и ведения бизнеса у менеджеров, опыт управления финансами у финансового директора и главного бухгалтера.
Важнейшим направлением анализа является сам бизнес компании, рынок, его текущее состояние, стратегия продвижения продукции. На этом этапе инвестора интересует сущность бизнеса компании, рынок продукции и услуг компании, конкуренты и конкурентные преимущества, маркетинг и система продаж, отраслевые риски.
Инвестор должен четко видеть рынок продукта и показатель того, чем этот продукт лучше аналогов.
Целями венчурного проекта должны быть:
l лидерство в определенном сегменте рынка;
l создание сильного бренда;
l рост капитализации компании в год (в зависимости от стадии): «посевная» - 100%, старт-ап - 80%, развитие - 60%.
Желательно иметь результаты маркетинговых исследований и привести выдержки из них в бизнес плане/заявке - это очень слабое место российских бизнес планов. При прочих равных для инвестора имеет преимущество работа на следующих рынках: рост - не менее 15% в год, наличие большого количества потребителей, высокий «барьер для входа» конкурентов.
Также венчурный фонд интересует состояние интеллектуальной собственности фирмы - патенты, авторские свидетельства, ноу-хау. Рекомендуется подробно описать используемые технологии, исследования и разработки, которые велись и ведутся в компании. Также нужно заострить внимание на расходах на НИОКР, времени для завершения исследований и разработок, выгодах компании в случае удачного их внедрения.
Инвестор подробно интересуется всем, что относится непосредственно к производственному процессу: его основными принципами, оборудованием, сырьем, ценами на него, его поставщиками, а также детально ознакомится с финансовым состоянием компании. Если у компании уже имеется действующий бизнес, то большое внимание уделяется текущим показателям: объему продаж и выручке, прибыли, налогам, процентам по кредитам. В случае старт-апа упор делается на прогнозные значения этих показателей на несколько лет вперед, включая год «выхода».
Анализируются параметры инвестиционной составляющей проекта: объем инвестиций, структура и средневзвешенная стоимость капитала, стоимость проекта на «выходе» и ликвидационная стоимость, срок и форма возврата инвестиций, внутренняя норма доходности (IRR).
Также на данном этапе происходит обсуждение текущего места регистрации компании (российское/зарубежное) и формы регистрации проекта (ООО/ЗАО/формы, предусмотренные иностранным законодательством). Возможна перерегистрация фирмы с учетом пожеланий инвестора.
Таким образом, процедура отбора проектов венчурным фондом достаточно длительная и трудоемкая.