Потребительский рынок

Ситуация на потребительском рынке Республики в 2010 году определялась наметившейся тенденцией к повышению реальной заработной платы и иных доходов населения.

С начала 2010 года началось наращивание темпов прироста (в сопоставимых ценах) оборота розничной торговли и объема платных услуг (I квартал - 0,8%, 6 месяцев - 3,8%, 9 месяцев - 6,7%), что обеспечило увеличение совокупного объема потребления товаров и услуг населением по итогам 2010 года в сопоставимой оценке на 5,6%. Однако, учитывая спад объема потребления в 2009 году (на 8,0% в сопоставимых ценах), потребительская активность граждан на внутреннем потребительском рынке в 2010 году оставалась ниже докризисного уровня 2008 года на 2,7%. В текущих ценах населением было оплачено товаров и услуг на 6 386,5 млн. руб., данный показатель возрос на 19,5% (данный прирост включает как увеличение потребления в натуральном выражении, так и инфляционные процессы).

Прогнозируемый объем потребления, рассчитанный на январь-декабрь 2010 года, в размере 6 508,8 млн. руб. выполнен на 98,1%.

Структура потребления в 2010 году характеризовалась увеличением доли расходов населения на оплату услуг на 0,6 процентных пункта до 25,0%, при соответствующем сокращении потребительских расходов на покупку товаров до 75,0% (в январе-декабре 2009 года - 75,6%).

Наметившееся восстановление потребительского спроса населения в январе-декабре 2010 года явилось стимулом увеличения оборота розничной торговли по отношению к соответствующему периоду 2009 года на 19,1% (в текущих ценах) до 4 787,8 млн. руб., в сопоставимой оценке данный показатель прирос на 6,2%, при этом на 98,9% покрыл докризисный показатель 2008 года. Прогнозируемый объем розничных продаж, рассчитанный на 2010 год, выполнен на 101,5%.

При сравнении динамики и структуры продаж продовольственных и непродовольственных товаров необходимо отметить изменение потребительских предпочтений населения в 2010 году в пользу повышения доли покупки непродовольственных товаров. Доля покупок населением непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 9,7 процентных пункта, с 2008 годом на 3,9 процентных пункта и составила 50,8% от общего товарооборота, а их объем в сопоставимой оценке возрос к уровню 2009 года на 27,4%, при этом на 17,6% не достиг базового показателя 2008 года. Реализация продовольственных товаров в 2010 году снизилась по отношению к уровню базового показателя 2009 года в сопоставимых ценах на 8,7% и на 2,2% не покрыв объем реализации продовольствия 2008 года, а долевое представительство данной группы товаров в структуре продаж сократилось до 49,2% против 58,9% в 2009 году и 53,1% в 2008 году.

В течении 2010 года на потребительском рынке республики продолжала сохраняться тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров негосударственными торгующими организациями (включая физических лиц). При увеличении оборота розничной торговли данных организаций на 19,4% по сравнению с базовым показателем 2009 года, доля негосударственного сектора в совокупном объеме потребления приросла на 0,3 процентных пункта и составила 98,6%, в том числе на субъекты малого предпринимательства пришлось 26,6%, на физические лица - 72,0% (в 2009 году данные показатели составляли 25,7% и 72,6% соответственно). Вклад государственных и муниципальных торгующих организаций в формировании объема розничной торговли в 2010 году сократился на 0,3 процентных пункта, составив 1,4%, при увеличении объема по отношению к аналогичному показателю 2009 года на 3,3% до 68,9 млн. руб.

В условиях возобновившегося потребительского спроса населения, поддерживаемого уровнем реальных располагаемых доходов и заработной платы объем оказанных услуг и реализации товаров организациями общественного питания за 2010 год увеличил показатель 2009 года в сопоставимых ценах на 6,5%, составив 123,6 млн. руб. и на 99,4% покрыл базовый показатель 2008 года.

Преобладающая часть розничного товарооборота общественного питания (80,1%) сформирована в организациях негосударственной формы собственности, объем, которого возрос на 26,9%. На организации государственной и муниципальной форм собственности в 2010 году приходилось 19,9% объема розничной торговли, при этом его объем возрос на 80,2%.

Определившиеся тенденции в экономике обусловили положительную динамику показателей, характеризующих рынок платных услуг населению.

Восстановление потребительского спроса на фоне роста доходов населения определили увеличение объема платных услуг населению

в январе-декабре 2010 года по отношению к базовому показателю 2009 года в сопоставимой оценке на 3,6%. Учитывая спад показателя (в сопоставимых ценах) в 2009 году (на 2,0%) и существенное увеличение в 2008 году (на 16,9%), объем услуг населению в сопоставимых ценах 2010 года на 92,9% покрыл докризисный показатель 2008 года.

В текущих ценах объем платных услуг организаций всех форм собственности и физических лиц в 2010 году возрос по отношению к соответствующему показателю 2009 года на 20,4% и составил 1 598,6 млн. руб. При этом, прогнозируемый параметр, рассчитанный на 2010 год, в размере 1 794,0 млн. руб. выполнен на 89,1%.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Бизнес-планирование
Современная цивилизация, как и современная экономика, начало которой положили капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства. Предприимчивость - их движущий механизм. Мировая практика убедительно свидетельс ...

Разработка программы поддержки развития предпринимательства на внегородской территории ЗАТО Северск п. Самусь
Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой при ...

Разделы сайта