Возникновение монополии

Конкуренция предусматривает такое состояние, когда ни одна фирма не может влиять на рыночную цену товара или услуги. Такой вариант конкуренции является идеальным и характеризуется как совершенная конкуренция. Основным ее содержанием является конкурентное предложение и конкурентный спрос. Что это такое? Конкурентное предложение значит, что данный продукт изготавливается и предлагается на рынке неограниченным количеством предприятий. В соответствии с этим спрос на этот продукт должен выражать неограниченное количество покупателей, что и будет конкурентным спросом.

В реальном ведении хозяйства совершенная конкуренция может существовать лишь как эпизод, отдельный момент, потому что развитие конкурентных отношений объективно ведет к появлению монополии. Почему? Во-первых, потому, что конкуренция выходит из стремления получить максимальную прибыль, а этот интерес может быть достигнут лишь созданием преимуществ для себя против других. Из механизма, который способствует выдвиганию лучших, она превращается в механизм подавления лучших более сильным. Не надо забывать, что по сути конкуренции - это "жестокая война против всех". В этой "войне" используются такие методы борьбы, как подкуп, шантаж, шпионаж, различные мероприятия, которые убыстряют банкротство конкурентов.

Монополия - исключительное право на что-то (производство, торговлю, промысел и так далее), которое принадлежит одному лицу, определенной группе людей или государству.

Конкуренция по своей природе предусматривает монополию, потому что она исконно опирается на частную собственность, а собственность - это монополия владения, пользования и распоряжения чем-то.

Образование монополии ведет к нарушению механизма рыночного ценообразования и деформированного распределения ресурсов. Конкуренция, деформированная наличием монополий, является несовершенной. В связи с этим стоит отметить, что и похвала совершенной (свободной) конкуренции, которая раздается в наших средствах массовой информации и в многочисленной "новейшей" учебной литературе, совсем неуместна. Совершенной конкуренции никогда не было и, тем более, её нет и не может быть теперь.

В реальной жизни монополизация экономики происходит самыми разнообразными методами (способами) и проявляется во многочисленных видах и формах, что вызывает необходимость их типизации. В экономической теории и практике известны, по крайней мере, шесть основных типов монополизма. См. схему 6.

Схема 6. Типы монополизма

Другие статьи по теме

Финансовая санация на предприятии
В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин « ...

Экономическое обоснование строительства и оборудования кинотеатра
Целью данной курсовой работы является определение срока окупаемости затрат на строительство и оборудование кинотеатра. На основании расчетного срока окупаемости делаются выводы об экономической целесообразности или нецелесообразности ...

Разделы сайта