Регулирование ценообразования

Центральным звеном в регулировании национальной экономики наряду с финансовой политикой является ценообразование. Это обусловлено тем, что в странах с рыночной экономикой господствующее положение занимают структуры несовершенной конкуренции, и прежде всего монополии и олигополии. Как известно, при сравнительно небольшой численности олигополистов они легко могут трансформировать свое рыночное поведение, сделав его адекватным поведению монополиста. Поэтому государство устанавливает контроль за процессом ценообразования в таких рыночных структурах либо устанавливает границы или показатели допустимого роста цен.

Что касается малого бизнеса, то не надо представлять весь этот сектор в качестве самостоятельных, независимых производителей.

Подавляющая часть представителей современного малого бизнеса втянута в единую систему финансово-экономических и технологических связей с крупным бизнесом, а следовательно, зависима от последнего.

Кроме того, современный малый бизнес, как правило, не работает в режиме свободной конкуренции, а олицетворяет собой монополистическую конкуренцию. Несовершенство его рыночного поведения заранее предопределено той финансово-кредитной поддержкой, которой он пользуется со стороны государства. Мало того, эта поддержка объективно дифференцирована в зависимости от успехов в хозяйственной, инновационной деятельности и выхода на внешние рынки.

Все это указывает на участие государства в регулировании ценообразования.

Государство обладает значительным собственным сектором экономики, проводит ту или иную налоговую, кредитную, финансовую политику. В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и волей или неволей упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен. Какое это упорядочение, плохое или хорошее, другой вопрос, но это факт современной действительности.

При этом правительство далеко не всегда руководствуется чисто экономическими критериями, характерными для частнокапиталистического рынка. Занижение или завышение цен на продукцию данного сектора экономики осуществляется исходя из общеэкономической конъюнктуры или значимости продукции для народного хозяйства в целом, фазы промышленного цикла, наличия или отсутствия других кризисов, политических и военно-стратегических интересов государства. Процесс ценообразования в государственном секторе не может не влиять на общий уровень цен на национальном рынке.

Одновременно государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную ценовую политику в отношении продукции аграрного сектора, устанавливает фиксированные или предельные цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транспортные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительстве и т.п.

Оно также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, тепло, медикаменты и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Статистический исследование рентабельности экономической деятельности предприятия на материалах ООО Сыродельный завод
Переход экономики России к стабильному и долгосрочному росту неразрывно связан с решением ключевой задачи - повышением рентабельности производства. Современная экономическая ситуация диктует необходимость систематизации показателей рен ...

Инвестиции в человеческий капитал
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческо ...

Разделы сайта