Тарифная система

Важным элементом формирования системы тарифных ставок оплаты труда рабочих являются тарифные ставки. Тарифная сетка - это совокупность тарифных коэффициентов (коэффициентов сложности труда), определяющих соотношения в оплате труда различной сложности. Тарифный коэффициент 1-го разряда (простые или наименее сложные работы) принимается за единицу. Тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз соответствующие им тарифные ставки больше тарифной ставки 1-го разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяется тарифная ставка любого разряда.

Соотношение тарифных ставок крайних разрядов образуют диапазон сетки. Абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов служит основой дифференциации и регулирования заработной платы рабочих в зависимости от тарифных разрядов.

Главными элементами, из которых состоит тарифная система, являются тарифные ставки. Они фиксируют размер оплаты труда рабочего в единицу времени (час, день, месяц). Поэтому различают часовую, дневную, месячную тарифные ставки.

Минимум заработной платы и, следовательно минимальные тарифные ставки рабочих устанавливаются государством и периодически пересматриваются в сторону повышения в соответствии с возрастанием качества и производительности труда и экономическими возможностями государства. На базе минимальной тарифной ставки производится дифференциация тарифных ставок. Главными факторами их дифференциации является: сложность (квалификация) труда, условия труда, отрасли и формы заработной платы.

Тарифная ставка является одним из основных и универсальным средством внутриотраслевой и меж отраслевой дифференциации и регулирования заработной платы рабочих.

Элементами тарифной системы является также районные коэффициенты и надбавка к заработной плате за стаж работы. Они выполняют компенсационную и стимулирующую функции. Районные коэффициенты служат уравниванию условий воспроизводства рабочей силы в районах с различными природно-климатическими условиями, а надбавки за стаж создают преимущества в оплате труда рабочих, которые заняты в малообжитых и отдаленных районах (Крайний

Север и приравненные к нему районы, а так же южные районы Дальнего Востока и Сибири) имеющих важное значение для развития экономики страны. В основе организации тарифной системы лежат минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата - государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленных кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. В коллективных договорах, соглашениях (кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы.

Реализация воспроизводственной функции оплаты труда предусматривает определение цены рабочей силы исходя из стоимости жизненных средств, необходимых для ее (рабочей силы) воспроизводства, т.е. стоимости средств для жизни работника и его семьи. В качестве такой оценке служит бюджет, прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет, представляющие собой набор минимально-необходимых жизненных средств.

В соответствии с Законом № 293 - 3 " О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" прожиточный минимум представляет собой минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а бюджет прожиточного минимума - стоимостную величину прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума используется как социальный норматив для: оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; определения уровня и масштабов мало обеспеченности.

Бюджет прожиточного минимума является основной для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по возрасту, стипендий, пособий.

Минимальные государственные социально-трудовые гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в перспективе - до уровня материального потребительского бюджета социально-демографических трупп населения. Следовательно, с помощью тарифной системы производится реализация принципа за равную работу равная оплата, происходит регулирование заработной платы, гарантируется минимальный размер оплаты труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Исследование социального положения страны
Доля населения России, доходы которого ниже прожиточного минимума, с каждым годом сокращается, но по-прежнему высока. С начала 2005 г. по III квартал 2007 г. она сократилась с 17,7 до 14,8%. Два года назад доходы 34,9 млн. человек были ...

Исследование деловой активности предприятий
В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно ув ...

Разделы сайта