Лизинг как средство остановки кризиса

По прогнозам специалистов, в текущем году основные фонды украинских предприятий будут на износе. В Верховном совете зарегистрированы и давно уже пылятся два проекта "О внесении изменений в Закон Украины "О лизинге". Данные документы предполагают отмену экономически неоправданных ограничений относительно терминов использования предметов лизинга. Более того, в новом законе уточняются положения прав и обязательств лизингодателя и лизингополучателя. Отдельной строкой говорится о сублизинге, который, считают аналитики, поможет удешевить отечественный рынок.

Существующие законы определяют лизинг как предпринимательскую деятельность, направленную на инвестирование собственных или привлеченных средств. Т.е. лизинг - это долгосрочная аренда основных фондов с возможностью выкупа оборудования по стоимости, которая определяется после окончания срока лизингового договора. Эта деятельность является промежуточным звеном кредитно-инвестиционной деятельности.

От аренды лизинг отличается тем, что потенциальный лизингополучатель должен сначала внести от 20 до 50 % стоимости передаваемого лизингодателем оборудования. При лизинге возможен переход прав собственности на объект лизинга (выкуп полученного в лизинг объекта сделки по остаточной стоимости). Отличие лизинга от инвестиций заключается в том, что инвестор (лизинговая компания или банк) не будет претендовать на долю в доходах предприятия (как на протяжении всего срока договора лизинга, так и после успешного истечения такового). В отличие от инвестора, лизингодатель не сможет будет оказывать влияния на политику предпринимательской структуры (права собственности лизингодателя распространяются только на те объекты, которые были переданы в лизинг).

По данным всеукраинской ассоциации "Укрлизинг", с 1999 по 2002 объем заключенных сделок уменьшился на 500 млн. грн., в первом полугодии лизинговые операции составили около 54 млн. грн. негосударственными средствами и 43 млн. грн. - НАК "Украгролизинг". Объем лизинговых операций за этот период сократился с 1,38% до 0,61% от ВВП (т.е. до 1,6 млрд. грн.). Эксперты предупреждают, что без обновления производств Украина уже вскоре рискует столкнуться с рядом серьезных проблем. На 2005 год приходится пик износа основных фондов.

По данным "Укрлизинга" сейчас производственные фонды предприятий изношены на 50-70%. По мнению экспертов, износ производственных мощностей отечественных предприятий не позволит Украине в ближайшем будущем конкурировать на мировом рынке. Между тем, даже при отсутствии денег на приобретение оборудования у реального сектора есть возможность модернизировать мощности предприятий. И эта возможность--лизинг. На данный момент, долгосрочная аренда (читай "лизинг") является альтернативой долгосрочному кредитованию, в чем нуждаются нерентабельные предприятия. Наконец, для оперативного (без права выкупа оборудования по окончанию договора лизинга) и финансового лизинга (с правом выкупа) не нужно оформлять неликвидный залог.

В развитых странах на лизинговые операции приходится около трети инвестиционных вливаний, тогда как Украине, по оценкам экспертов и участников рынка, - не более 1-2%. Аналитики финансового рынка считают, что некоторые отрасли без урегулирования лизингового законодательства могут попросту не выжить. Так, лизинг безальтернативен для авиакомпаний. Их основные фонды - самолеты - чрезвычайно дороги: стоимость отечественного самолета АН-140 достигает 8 млн. долларов. Ни у компаний, ни у нашего государства свободных средств для серьезной технической модернизации нет. Банковские кредиты в этой области не перспективны: для того, что бы финансовое учреждение аккумулировало средства в отрасль, нужны материальные гарантии.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Муниципальное предприятие города Благовещенска Гостиничное хозяйство
За период с «08» июня по «01» августа 2010 года я проходил производственную практику в Муниципальном предприятии города Благовещенска «Гостиничное хозяйство». При прохождении практики в Муниципальном предприятии города Благовещенска ...

Исследование финансового состояния Курганского линейного отдела Энергосбыт Южно-Уральской железной дороги
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (пре ...

Разделы сайта