Прибыль и рентабельность как показатели финансового результата хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный производительным трудом в сфере материального производства.

Как цель деятельности коммерческой организации прибыль в условиях рыночной экономики является главным фактором его экономического развития.

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции[25,с.254].

Объем реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социального характера. За счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Показатели прибыли стали важнейшими оценочными показателями результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий.

Сущность прибыли проявляется в ее функциях, которые она выполняет в организациях, работающих на началах хозяйственного (коммерческого) расчета. Основные функции прибыли проявляются в следующем:

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия (организации). Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей населения страны, обеспечения выполнения государством своих функций, а также для исполнения различных государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

· первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Особенности деятельности индивидуального предпринимателя ИП Малютина А.В.
Сегодня, когда безработица, или страх перед безработицей достигают пика, когда страна крайне нуждается в большом количестве произведенной продукции и сфере услуг, когда выход страны из кризиса можно считать общей национальной задачей - ...

Бизнес-план кафе
По данным департамента потребительского рынка и услуг Москвы, столице не хватает порядка 25 тысяч пунктов общественного питания с невысокими ценами. На сегодняшний день только в 10% заведений можно поесть по умеренным ценам. В связи с э ...

Разделы сайта