Рентабельность продукции - это показатель, характеризующий эффективность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Он равен отношению валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
(3.1)
Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет валовой прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции.
(3.2)
Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции.
Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Данный коэффициент показывает, насколько прибыльным является конечный результат основной деятельности предприятия. Он помогает, в частности, решать текущие и стратегические задачи предприятия.
Целью деятельности любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, поэтому предприятию необходимо определиться, какие изделия являются невыгодными для производства и реализации, а какие - наоборот, следует увеличить объемы производства в связи с высокой рентабельностью данных изделий. Для этого предприятию необходимо оценить рентабельность по каждому виду продукции и принять соответствующее решение.
После проведения оценки рентабельности каждого вида продукции можно определить резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции, а это, в свою очередь, повышает рентабельность продукции и улучшает финансово-экономическое состояние предприятия.
При оценке относительных показателей эффективности деятельности важное внимание уделяется определению факторов, которые влияют на изменение этих показателей. В частности, на показатель рентабельности производственной деятельности влияют три фактора, представленные на рисунке 3.1.
Рис. 3.1 Факторы, влияющие на показатель рентабельности продукции
К другим факторам, влияющим на данный показатель рентабельности, относятся также качество продукции, конъюнктура рынка, прямые материальные затраты, затраты на оплату труда и т.п.
При оценке рентабельности продукции ее можно классифицировать таким образом:
) по уровню рентабельности:
а) нерентабельные виды продукции;
б) низкая рентабельность;
в) средняя рентабельность;
г) высокая рентабельность.
) по изменению рентабельности по сравнению с прошлыми периодами:
а) увеличение уровня рентабельности;
б) незначительное изменение уровня рентабельности;
в) снижение уровня рентабельности.
Для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией для расчета необходимых показателей.
Табл. 3.1 Показатели для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК»
№ п/п |
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, ± |
Темп роста, % |
1 |
Валовая прибыль, тыс. грн. |
115505 |
722946 |
+607441 |
626 |
2 |
Себестоимость, тыс. грн. |
440578 |
635474 |
+194896 |
144 |
3 |
Рентабельность продукции, % |
26,217 |
113,765 |
+87,548 |
433,9 |