Уровни регионального управления и их специфика

Регион, с одной стороны, является частью более крупного территориального образования (как правило - государства, хотя в случае Российской Федерации также можно говорить о федеральных округах), а с другой - состоит из более мелких территориальных единиц (муниципальных образований). Таким образом, в системе регионального управления можно выделить три уровня:

. Национальный (в Российской Федерации - федеральный);

2. Региональный;

. Муниципальный.

Под управление регионом (региональным менеджментом) понимается совокупность методов и инструментов воздействия на хозяйствующие субъекты региона.

Управление регионом направлено на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение высокого уровня и качества жизни населения данного региона;

2. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса на территории региона (в том числе через создание соответствующей инфраструктуры);

. Определение приоритетов экономического развития;

. Обеспечение условий для формирования стабильной финансовой базы региона;

. Поддержание благоприятной экологической ситуации и реализация природоохранной политики.

Очевидно, что на каждом уровне регионального управления каждая из этих задач рассматривается под особым углом зрения:

1. На федеральном уровне регион воспринимается как единое территориальное целое, и центральные власти стремятся в первую очередь обеспечить соответствие проводимой в данном регионе экономической политики задачам, стоящим перед страной в целом - в отдельных случаях с возможным ущербом для самого региона. Такой укрупненный подход чреват (при авторитарном стиле федерального управления) недостаточным учетом интересов как самого региона, так и отдельных экономических субъектов, ведущих в нем свою деятельность;

2. На региональном уровне регион воспринимается как совокупность территориальных образований, входящая в качестве единого целого в состав страны. Региональное руководство выступает в качестве координатора интересов муниципального уровня управления (и региона в целом) и федерального уровня;

Муниципальный уровень управления, с одной стороны, ближе всего к населению и потому наиболее восприимчив к воздействию со стороны граждан, а с другой - находится в нижней части вертикали власти и имеет достаточно небольшие возможности для влияния на принятие решений на верхних уровнях. При этом по эффективности работы муниципального уровня управления население склонно судить об эффективности всей властной вертикали в целом.

Для предупреждения возможных конфликтов интересов между разными уровнями управления (и между субъектами управления) разработан определенный набор принципов (см. табл. 1.).

Табл. 1. Принципы организации взаимодействия между различными уровнями регионального управления

Название принципа

Сущность принципа

Достоинства принципа

Недостатки принципа

Принцип децентрализации

Смещение полномочий на принятие решений от центральных органов власти к региональным и муниципальным, а от них - к агентам рынка

Позволяют не допустить монополизации права принятия управленческих решений лицами, далекими от реальной ситуации в регионе, и гарантируют учет интересов регионального и муниципального уровней управления и отдельных субъектов рынка

Требует высокого уровня профессионализма от властей на местах и отсутствия ярко выраженных конфликтов между представителями различных уровней управления

Принцип партнерства

Отказ от жесткой иерархической подчиненности по вертикали

Позволяет сформировать отношения сотрудничества между разными уровнями регионального управления

Может требовать длительных согласований при принятии стратегических решений, что чревато срывом сроков их реализации

Принцип субсидиарности

Выделение финансовых ресурсов под заранее определенные цели

Делает прозрачней процедуру формирования доходной и расходной части бюджетов на всех уровнях и гарантирует выполнение ключевых проектов, а также усиливает ответственность всех уровней управление за расходованием денежных средств

Ослабляет возможности региональных и муниципальных властей перераспределять средства в рамках бюджета в соответствии с текущими приоритетами

Принцип адаптивности

Способность реагировать на изменение внешней среды

Обеспечивает право регионального и муниципального уровней управления вносить изменения в экономическую политику в соответствии с требованиями текущей ситуации

Требует высокого профессионализма управленцев на региональном и муниципальном уровне, чреват отсутствием внятной экономической политики и постоянными переменами экономического курса

Принцип разграничения функций

Каждому уровню управления присущ свой набор функций

Четкое распределение ответственности между уровнями регионального управления

Вынесение значимых функций за пределы сферы ответственности муниципального и регионального уровней управления

Принцип выделенной компетенции

Функции управления разбиваются на определенный набор компетенций, и каждому уровню управления регионом выделяется своя совокупность компетенций

Каждый уровень управления регионом получает возможность самостоятельно осуществлять весь набор функций управления (в рамках выделенного ему перечня компетенций)

Поскольку компетенции относятся к одному и тому же набору функций, необходимо четкое описание каждой из компетенций и их однозначное распределение между уровнями управления, в противном случае принятие решений будет тормозиться из-за неготовности каждого из уровней управления принимать на себя неочевидную для него ответственность

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Бизнес-планирование в здравоохранении
В современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и сре ...

Разработка путей повышения рентабельности организации
Повышение эффективности национальной экономики зависит от успешной деятельности предприятий. Конечным результатом деятельности предприятий является прибыль. Прибыль - это обобщающий показатель работы любого предприятия, которое реализу ...

Разделы сайта