Уровни регионального управления и их специфика

Отметим, что подконтрольность субъектов экономической деятельности тому или иному уровню регионального управления определяется следующими факторами:

1. Для государственных и муниципальных предприятий - форма собственности:

Федеральная;

Собственность субъекта федерации;

Муниципальная;

2. Для частных предприятий - масштаб ведения хозяйственной деятельности:

Локальный;

Региональный;

Федеральный;

Международный.

Инструменты воздействия на субъекты экономической деятельности в регионе можно классифицировать по следующим критериям (более полная классификация инструментов воздействия по направлениям воздействия представлена на рис. 1):

1. По механизму воздействия:

Инструменты прямого воздействия - могут быть применены к субъектам экономической деятельности, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

Инструменты косвенного воздействия - используются для негосударственных предприятий;

2. По степени регламентированности:

Формальные инструменты - применяемые в соответствии с существующей законодательной базой;

Неформальные инструменты - используемые за счет личных связей с руководством региональных предприятий или же путем оказания на них неформального давления.

Очевидно, что содержание управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой (макроуровень), с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития конкретного региона и муниципальной экономической политикой, отражающей особенности развития муниципального образования (мезоуровень управления). Все это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (микроуровень управления).

Для определения сущности форм и методов управления экономикой муниципального образования необходимо, прежде всего, остановиться на роли государственного управления в развитии социально-экономической системы муниципалитета.

Проблемы управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования, как одном из мезоуровней управления, являются актуальными в современных условиях. В настоящее время сформировалось несколько подходов в рамках различных научных школ, как зарубежных, так и отечественных, которые по-разному трактуют цели, задачи, формы и методы управления социально-экономическими процессами муниципального образования.

Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного управления приводят к формированию модели "контролируемого общества", в котором сокращается роль традиционных атрибутов капитализма - частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли социальных, экологических и политических факторов в развитии современной экономики происходит формирование большого разнообразия институтов, принимающих участие в управлении социально-экономическими процессами на мезоуровне.

Сторонники теории управления внешней средой бизнеса полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование экономики должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса. Они рассматривают систему государственного управления как внешнюю среду, обеспечивающую, во-первых, безопасность товаров и услуг для потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства, достоверность рекламной информации и прочее и, во-вторых, поддержку частного бизнеса на основе субсидирования, защиты от недобросовестной конкуренции, обеспечения возможности выхода на рынки других стран и т. д. Таким образом, формы и методы государственного управления рассматриваются с позиций интересов бизнеса, реализация которых позволит обеспечить выполнение интересов муниципальной социально-экономической системы и общества в целом. Представители данного направления отмечают, что экономика функционирует в рамках регулируемой внешней среды, которая определяет поведение субъектов, воздействуя на них в таких направлениях (формах), как внутрифирменные отношения, контрактные отношения с другими фирмами, внешнеэкономические связи, рыночная конъюнктура, кредитование, страхование рисков, правовые нормы, стандарты и т. д. Следовательно, государственное управление представляет собой сложную систему форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса, определяющую правила поведения субъектов и устанавливающую определенные параметры, в рамках которых обеспечивается согласование интересов частного бизнеса и общества в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Разработка бизнес-плана деятельности ЗАО Уралспецмонтаж
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и разрабатывать бизнес-пла ...

Планирование и распределение прибыли предприятия
Тема данной курсовой работы "Планирование и распределение прибыли" на сегодняшний день является актуальной т.к. прибыль - основа экономического развития, важнейший показатель эффективности работы любого предприятия. В усло ...

Разделы сайта