Понятие основных средств и их классификация

. Транспортные средства. К ним относят средства внутрицехового и внутрипроизводственного, межцехового и внепроизводственного транспорта (конвейеры, электрокары и др.). Транспортные средства служат для перемещения людей, средств и предметов труда.

. Инструмент. В эту группу включают режущий, измерительный инструмент, пресс-формы, приспособления к машинам и станкам, срок службы которых более года или стоимость которых свыше 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу, независимо от срока службы.

. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности. В эту группу включают предметы производственного, хозяйственного и конторского назначения: столы, верстаки, контейнеры, пишущие машинки, счетные приборы и т.д.

. Земельные участки и предметы природопользования [3;с.24].

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и др.); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы [5;с.2].

Основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К производственным основным средствам (фондам) относят здания, сооружения, оборудование, машины, транспортные средства и другие объекты, функционирующие в сфере материального производства. Сохраняя первоначальную натуральную форму, они перекосят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации (износа).

Объекты основных средств, функционирующие в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т. п.), предназначены для непроизводственного потребления; амортизация по ряду объектов включается в расходы на содержание соответствующих подразделений предприятия или самостоятельных учреждений [2;с.67].

По принадлежности основные средства подразделяются на 1) собственные и 2) арендованные. Собственные основные средства предприятия числятся у него на балансе, а арендованные принадлежат другому предприятию и эксплуатируются предприятием временно за определенную плату.

По характеру участия в производственном процессе основные средства делятся на активную и пассивную части. К активной части основных средств относятся средства, непосредственно воздействующие на предмет труда -оборудование, машины, приборы, инструменты. Так как производственная мощность и производительность труда зависят от величины активной части основных средств, то следует стремиться к повышению их удельного веса.

К пассивной части относятся основные средства, содействующие производственному процессу: здания, сооружения, передаточные устройства, инвентарь и принадлежности.

Соотношение стоимости отдельных групп основных средств к их общей стоимости характеризует структуру основных средств.

В машиностроении велик удельный вес зданий - 36,7%, рабочих машин и оборудования - 41%, в то время как по промышленности в целом он составляет соответственно 27,9% и 29,2%. Удельный вес сооружений 6,5%, передаточных устройств 3,7%, силовых машин и оборудования 2,3% ниже, чем по промышленности: 18,8%; 10,6%; 7,5%. Эти различия объясняются спецификой технологических процессов в машиностроении [3;с.25].

На структуру основных средств влияют:

тип производства;

характер выпускаемой продукции - габариты, вес, количество деталей;

технический уровень предприятия;

географическое размещение и климатические условия.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Разработка бизнес-плана шахты, обеспечивающего стабильное её функционирование, изыскание резервов
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, пол ...

Расчет рентабельности судна
Одним из основных видов деятельности речного транспорта является перевозка внешнеторговых грузов в судах смешанного «река - море» плавания. По своей экономической природе заграничные перевозки в судах смешанного плавания представляют ...

Разделы сайта