Антикризисные мероприятия государства

Основным направлением государственного вмешательства в экономику после Второй Мировой войны стало антициклическое (антикризисное) регулирование. Оно осуществлялось в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снизили налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, - к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влекло за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако в целом существовали две концепции - неокейнсианская и неоконсервативная. Первая ориентировалась на регулирование совокупного спроса, вторая - на регулирование совокупного предложения. Сторонники неокейнсианской концепции уделяют наибольшее внимание бюджетной (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики). Сторонники же неоконсервативной концепции придают значение проблеме денег и кредита, монетаристским теориям, объёму денежной массы и его регулированию.

В целом, руководствуясь накопленным на протяжении XX века опытом антициклического регулирования и преодоления глубоких экономических кризисов, можно назвать основные меры государства для выхода из тяжёлого кризисного положения:

. Изменение производственной структуры макроэкономики (расширение сельскохозяйственного производства, создание производственной инфраструктуры для обеспечения продовольственной безопасности, сокращение расходов на оборонную промышленность, развитие сферы услуг).

. Привлечение зарубежных инвестиций для расширения и качественного обновления производства.

. Оказание помощи отечественным производителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления и повышении таким образом конкурентоспособности.

. Внедрение новых технических достижений.

. Применение политики противодействия, т.е. мероприятий, идущих в противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры направлении (в период спада - проведение политики активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - сдерживание деловой активности).

Наконец, одной из наиболее редких в эпоху глобализации концепций предотвращения экономических кризисов является политика автаркии - максимальная изоляция государства от мировой экономической системы и упор на собственные силы - развитие производства, сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности. Несмотря на логичность такой концепции (чем меньше государство интегрировано во внешние экономические системы или политические союзы, тем меньше проблемы этих систем его касаются), она имеет один существенный недостаток - отсутствие всех ресурсов в виду географического расположения и соответствующих климатических особенностей. Невозможно, к примеру, обеспечить себя своей сталью, если на территории страны нет залежей железной, марганцевой и хромовой руды. Вероятность, что в таком государстве просто невозможно или совершенно невыгодно производить какой-то товар, будет велика, и тогда это нужно покупать за рубежом.

Наиболее характерный пример такой концепции являет Северная Корея, удерживая что-то подобное автаркии на очень маленькой территории, 70% которой занимают горы, что не может не вызывать уважения. В целом, вопрос о том, стоит ли платить за полную экономическую независимость ценой отсутствия на рынке многих товаров и услуг, остаётся спорным.

Заключение

Исторический опыт последних двух столетий показывает, что до тех пор, пока существует капитализм как экономическая система, опасность кризисов и периодов экономической нестабильности существует постоянно. Поскольку их последствия могут привести государство в состояние полного экономического упадка и вызвать острую социальную напряжённость, необходимо проводить антикризисную политику, которая должна заключаться в постоянном прогнозировании возможности появления экономических кризисов, приложении всех усилий и примении накопленного за столетия экономического опыта для их предотвращения или смягчении возможных последствий, создании специализированных на этой проблеме институтов. Государственное регулирование кризисных ситуаций призвано стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Говоря о России, следует сказать, что меры антикризисного регулирования должны рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономического спада, чем той, ориентированной на спасение банковской системы, которая имеет место сегодня. Необходимо перейти от политики наращивания государственных расходов и бюджетного дефицита к политике поддержки предпринимательской активности и внутреннего спроса за счёт снижения налогов, резко снизить бюджетные расходы на госаппарат, спецслужбы и излишнюю помощь госпредприятиям, широко внедрять, а не обещать внедрение, инновационных методов хозяйствования, обновлять производственную инфраструктуру. Только в таком случае при выходе из кризиса у России есть шанс занять достойное место на международной арене.

Другие статьи по теме

Экономическое учение физиократов
В XVIII веке во Франции зародилось направление, ознаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило заглавие "физиократия". Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не средства, не золото, а проду ...

Исследование деловой активности предприятий
В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно ув ...

Разделы сайта