Методы и механизмы регулирования и поддержания малого бизнеса

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от его поддержки как на уровне государства, так и на региональном и муниципальных уровнях.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки и развития малых предприятий на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. В реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, общего и профессионального образования и др [22].

На федеральном уровне непосредственное участие в поддержке развития малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства.

Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет федеральный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который создан Постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную работу по подготовке кадров для малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны: Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления, где образована и действует кафедра предпринимательства, а также более 80 высших учебных заведений России [17].

Малое предпринимательство успешно развивается в тех регионах страны, где создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства на региональном уровне. Некоторыми субъектами РФ принимаются законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формируются органы поддержки малых предприятий, направляются собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для их поддержки. Разрабатываются и реализуются региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства уже более 10 лет функционирует в Москве.

В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка малого предпринимательства (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Согласно результатам опроса, чаще всего пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, уменьшается. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалось как хорошее или удовлетворительное, - шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия - «аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их на плаву, государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства [23].

В целом, в поддержке нуждаются как слабые, так и сильные малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет. Вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать, исходя из специфики региона, отрасли и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемость бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание тепличных условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Разница между микро- и макроэкономикой
Микроэкономика и макроэкономика представляют собой ветви общей экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. Теории, нуждающиеся в изменении при переходе от одной сферы приложения к другой, не дают всеохватыва ...

Исследование финансового состояния предприятия. Показатели платежеспособности
Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя , предприятия, отрасли , создание и разви ...

Разделы сайта