Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и его адаптация к российским условиям

Вхождение России в мировую экономику приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности.

Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь - ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке малого и среднего предпринимательства, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. Рассмотрим эту проблематику на примере Европейского Союза.

Сегодня малые и средние предприятия - основа социально-экономической модели ЕС. В расширившемся Союзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70 процентов занятости в частном секторе, дают 57 процентов общего оборота и 53 процента добавленной стоимости. Малые и средние предприятия занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство. Они стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса [15].

Европейская Комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и «политика предпринимательства» является на сегодняшний день одним из главных приоритетов её деятельности. Так, 6 мая 2003 г. Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро, малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены в действие с 1 января 2005 г.:

средние предприятия - для них установлен предел от 50 до 249 занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 миллионов евро и с балансом предприятия до 43 миллионов евро;

малые предприятия - 10-49 занятых, предел объёма оборота и баланса - 10 миллионов евро;

микропредприятия - менее 10 занятых, предел объема оборота и баланса - 2 миллиона.

В последние годы в рамках ЕС осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, участвующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного человека, фирму и общество. Её главная цель - сбалансирование интересов государств и бизнеса [15].

Главными целями регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС являются:

укрепление единого внутреннего рынка;

интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий;

устранение административных барьеров;

создание единого экономического пространства в ЕС путём унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЕС.

Национальная же политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста.

Как же работает европейская система поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства?

Для того чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в Европе была создана уникальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 1970-ых годов. Общей целью политики Союза в этом направлении стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий:

гармонизация налога на добавленную стоимость в странах-членах ЕС;

внесение корректив в условия финансирования (достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Износ и амортизация основных фондов
Основной признак предприятия это наличие в его собственности, в его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества - материально-технической базы (МТБ). МТБ обеспечивает предприятию возможность функционирова ...

Расчет себестоимости и ее влияние на финансовые результаты предприятия СПК Новая Вохтога
Любая организация в своей деятельности сталкивается со многими проблемами или трудностями в решении некоторых экономических вопросов. Например, организация производства, привлечение инвестиций, покупателей, сбыт продукции и многое дру ...

Разделы сайта