Анализ состояния малого бизнеса в РФ

В период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г. отмечено сокращение числа малых компаний в большинстве отраслей, в том числе в оптовой и розничной торговле (-6,6 %), строительстве (- 4,8 %), сельском хозяйстве (-4,5 %), обрабатывающих производствах (- 3,3 %). Число малых предприятий в области операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг практически не изменилось (- 0,5 %). Положительная динамика наблюдалась в сферах ресторанного и гостиничного бизнеса (+ 5,5 %), здравоохранения и социальных услуг (+ 2 %).

При этом динамика численности малых предприятий по субъектам Российской Федерации выглядит следующим образом. На фоне общей тенденции некоторого сокращения числа малых компаний в трех из восьми федеральных округов зафиксирован прирост числа малых предприятий -Уральский федеральный округ (+ 4 %), Дальневосточный федеральный округ (+ 3,6 %) и Приволжский федеральный округ (+1 %). 1 фактически неизменным осталось число малых компаний в Северо-Западном федеральном округе (- 0,4 %) - Таблица 1. Из всех федеральных округов наибольшее сокращение числа малых предприятий наблюдалось в Южном федеральном округе (- 16,8 %).

Следует отметить, что по состоянию на 1 июня 2009 г. положительная динамика отмечалась только в одном Уральском федеральном округе (+23 % за год) [8].

Более чем в половине субъектов Российской Федерации (45 регионов) отмечается рост числа малых предприятий, в числе регионов-лидеров по увеличению численности малых компаний Чукотский автономный округ (+90 %), Рязанская область (+34,6 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (25,4 %), Ленинградская (+22,5 %), Республика Северная Осетия-Алания и Ульяновская область (+22 %), Владимирская область (+19 %) и др. В 6 российских регионах число малых предприятий осталось прежним или практически не изменилось (-1 %). При этом число малых компаний заметно снизилась в Волгоградской области (-41 %), Мурманской области (-35,6 %).

Средние компании. По итогам первого полугодия 2010 года численность средних предприятий (количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей) составила 18 260 единиц. Общее число средних компаний в Российской Федерации за год (с 1 июля 2009 г.) увеличилось на 784 компании (+4,5 %).

В отраслевом аспекте в большинстве сфер динамика количества средних предприятий носила положительный характер (в том числе, + 9,5 % -операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, + 8 % - транспорт и связь, + 6,6 % - обрабатывающие производства, + 2 % -строительство, + 5 % - гостиницы и рестораны). Однако на фоне положительных тенденций в образовательной сфере количество компаний снизилось на 95,6 %, а в области здравоохранения и социальных услуг на 25 % [10].

Что же касается инвестиций в основной капитал малых предприятий на всей территории Российской Федерации, видна разнообразная картина, в большинстве случаев (по субъектам РФ) инвестиции уменьшились, но данная картина не однозначна, т.к. имелись субъекты с положительным значением инвестиций в основной капитал. Вышеизложенное утверждение можно проследить по информации содержащейся в таблице 2.

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральный округ

Объем инвестиций малых предприятий в основной капитал (млн. руб.)

Динамика за период 01.07.2009-01.07.2010 (%)

на 01.07.2009

на 01.07,2010

Российская Федерация

106 607,9

95 534,4

-10,4

Уральский

8 839,7

4 617.4

-47,8

Приволжский

24 070,4

20 541.9

- 14,7

Южный

18 970,6

16 782,4

-11,5

Центральный

25 707.5

23 068,5

- 10,3

Северо-Кавказский

1 244,9

1 556,3

+ 25

Дальневосточный

1 963.2

2 261.0

+ 15,2

Северо-Западный

6 044,7

6 414,5

+ 6

Сибирский

19 766,8

20 292,4

+ 2,7

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Разработка путей повышения рентабельности организации
Повышение эффективности национальной экономики зависит от успешной деятельности предприятий. Конечным результатом деятельности предприятий является прибыль. Прибыль - это обобщающий показатель работы любого предприятия, которое реализу ...

Исследование товарной продукции на промышленном предприятии (на примере ЗАО ГОТЭК)
Производственное предприятие-основное звено экономики и двигатель общественного развития в целом. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно анализировать собственное произво ...

Разделы сайта