Понятие информационной экономики

На основе этого сравнения можно выделить сущностные черты информационного общества:

приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;

доминирование информационного сектора в общем, объеме ВВП;

формирование в качестве главной ценности человека - экономии времени за счет использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий;

информация, знания и квалификация субъекта становятся главными факторами власти и управления [1, с.79].

Информационная культура связана с социально-интеллектуальными способностями человека и его техническими навыками. К первым относятся умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций; умение ее эффективно использовать; владение основами аналитической переработки информации; знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности. К технической составляющей информационной культуры относятся навыки по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей), компьютерных технологий и программных продуктов.

Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы определенное распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках [1, с.80].

Становление информационного общества обусловлено повышением роли тех видов экономической деятельности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг и соответствующими структурными сдвигами в экономике. Наиболее яркое проявление этих тенденций - интенсивный рост сферы услуг, которая является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики ведущих индустриальных стран, обеспечивающим львиную долю занятости и производства ВВП. Опережающие темпы роста этого сектора обусловлены, прежде всего, увеличением численности занятых и объема услуг в сфере науки образования, обработки данных, рекламы, профессионального консультирования, юридического обслуживания и т. п. Все это привело к дальнейшему изменению пропорций между производством товаров и сферой услуг в пользу последней, что рассматривается как глобальный структурный сдвиг, характерный для постиндустриальной экономики XXI века, основанной на знаниях. Доля сферы услуг в ряде стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет от двух третей до трех четвертей ВВП и численности, занятых в экономике; в России эти показатели сравнимы с уровнем, достигнутым в менее развитых государствах ОЭСР (Мексике, Корее, Греции, Португалии), хотя динамика идет в том же направлении и разрыв сокращается.

Учитывая сказанное, встает задача оценки масштабов, структуры и динамики функционирования тех видов экономической деятельности, которые обеспечивают производство и распространение знаний и связанной с ним иной информации. Как нам представляется, это - одна из наиболее актуальных проблем современной статистики, которая пока еще не только далека от практического решения, но и вообще малоизученна и в отечественной и, в меньшей мере, в международной статистике. Методологические исследования и практические усилия в статистике традиционно касаются лишь изучения отдельных отраслей экономики, в той или иной мере связанных с созданием и распространением знаний (науки, образования, культуры и т. п.); еще не сложились представления об интеллектуальной деятельности как о целостной системе. Исследования, посвященные конкретным ее видам, отличаются фрагментарным освещением отдельных проблем, нередко без учета существенных взаимосвязей между ними. В результате вне поля зрения остаются не только общность закономерностей развития указанных видов деятельности в целом, обусловленная спецификой их продукта, но и происходящие в них структурные и технологические сдвиги, коренным образом меняющие весь их облик; теряется основа для создания единой системы ее регулирования и преодоления разобщенности управленческих решений.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другие статьи по теме

Оценка экономической эффективности применения улучшителя Амилокс при производстве хлебобулочных изделий
В данном курсовом проекте рассмотрены два изделия: батон «Нарезной» 0,5 кг. в/с., и хлеб белый «Пшеничный» 0,5 кг. в/с. На их примере рассмотрена эффективность применения улучшителя амилокс. Суточная производительно по двум данным из ...

Исследование ликвидности и платежеспособности на примере ООО Исток
Потребность в анализе возникает с целью необходимости оценки платежеспособности предприятия. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, свидетельствует о его хорошем финансовом состояни ...

Разделы сайта