Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

Процесс информатизации экономики, то есть постепенного роста доли людей, занимающихся информационной деятельностью, и относительное уменьшение доли людей, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, постоянно нарастает в ходе исторического развития человечества. Основным результатом и измерителем этого развития на любом его этапе может служить общее свободное время всех людей, высвободившееся для занятий информационной деятельностью.

А объемы имеющейся информации растут, как известно, тем быстрее, чем больше ее уже накоплено. То есть информация как бы сама стимулирует собственный рост. Так возникла устойчивая цепочка: технологическая инновация, высвобождающая дополнительное свободное время в обществе, - институциональная инновация, позволяющая так организовать общество, чтобы эффективно использовать свободное время для накопления знаний и информации у определенной группы лиц, - новая технологическая информация, созданная на базе уже накопленных знаний. Эта цепочка работает на протяжении всей истории человечества. Поскольку скорость роста объемов информации и информационной деятельности пропорциональна самим информации и информационной деятельности, их рост носит экспоненциальный характер. Просто нам довелось жить в период бурного подъема этих экспонент. Постоянно увеличивающаяся доля информационной деятельности перешла, наконец, в новое качество и возникло информационное общество [3, с.36].

Для информационного общества характерно следующее:

. Высокий удельный вес знаний и информации в приросте ВВП. В экономической науке традиционно считалось, что рост экономики зависит от трех основных факторов: земли и других природных ресурсов, капитала, включающего в качестве основной составляющей средства производства и труда. В современных условиях к ним добавился новый четвертый фактор -информационный. В том смысле как труд и капитал составляли центральные переменные величины в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными величинами в постиндустриальном и информационном обществе. Рост экономики сейчас в решающей степени зависит от использования знаний и информации, определяющих инновационное развитие и научно-технический прогресс (НТП). Информационно-инновационный фактор обусловливает около 85% прироста ВВП США и других развитых стран. Причем, чем более развита страна, тем сильнее используется в ее развитии информационный фактор, и наоборот. Таким образом, эффективность информационной деятельности и использования информационного фактора определяют успешность экономики той или иной страны. Большинство государств осознало важность информационных ресурсов, как для экономических, так и для политических целей. Поэтому практически все более или менее развитые государства прилагают значительные усилия для создания собственных, часто закрытых, электронных хранилищ информации. В этой области, безусловно, лидируют США, на долю которых приходится более 70% всех баз данных, как по их количеству, так и по объемам хранения.

. Высокий удельный вес доходов от информационной деятельности в общих доходах населения страны. К информационной деятельности мы относим работу в сфере управления, финансов, СМИ, НИОКР, культуры и т.д. Обращение финансов - это во многом обращение определенной формы информации. Сами деньги являются, прежде всего, информационным продуктом. Это стало особенно очевидно с появлением электронных денег. Деньги, ценные бумаги и финансовые инструменты, постепенно отрываясь от своих материальных носителей, все более проявляют свою информационную сущность. Ясно, что и управленческая деятельность в принципе должна быть отнесена к информационной. Именно масштабы информационной деятельности в развитых странах позволяют говорить об их переходе к информационному обществу. Информационной деятельностью в широком смысле уже занимается большая часть населения этих стран. Если говорить о мегаэкономике, то размеры информационной деятельности в ней можно оценить примерно в 12 трлн. долл., или 40% мирового ВВП.

. Высокий удельный вес информационного сектора в ВВП страны. Обычно к информационному сектору экономики относят не все виды информационной деятельности, а только непосредственное производство информационных товаров и услуг. Нельзя не отметить, что окончательно устоявшегося мнения о том, что входит в состав этого сектора, пока не сложилось. Безусловно, ядро сектора составляет информационная индустрия, то есть производство компьютерной техники, средств информатизации и коммуникации и программных продуктов. Ее объемы уже превысили 1,2 трлн. долл. Прогнозируется, что к 2010 году в информационной индустрии может быть занято до 50% населения некоторых развитых стран. Кроме того, в информационный сектор более или менее постоянно включают средства массовой информации, различные информационно-консультационные организации, научные и проектно-конструкторские организации, рекламные и маркетинговые агентства. Примерно в таких границах к концу XX века информационный сектор экономики составил около 4,3 трлн. долл. и вышел на первое место среди крупнейших отраслей мировой промышленности [15, с.39].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи по теме

Цена как основной фактор конкуренции
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что понятия конкуренции и ценообразования является фундаментальными в экономической теории рыночных отношений. Можно привести следующее определение: конкуренция - ситуация, когда суще ...

Статистический исследование рентабельности экономической деятельности предприятия на материалах ООО Сыродельный завод
Переход экономики России к стабильному и долгосрочному росту неразрывно связан с решением ключевой задачи - повышением рентабельности производства. Современная экономическая ситуация диктует необходимость систематизации показателей рен ...

Разделы сайта