Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

Главное событие последних лет XX века - появление своеобразной новой экономики развитых стран, в которую включают корпорации, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции. В центре новой экономики находятся информационные корпорации. Уже в 1991 году расходы американских компаний на информацию и информационные технологии, составившие 112 млрд. долл., превысили инвестиции в основные фонды (107 млрд. долл.). К концу века американские производители контролировали 40% всемирного коммуникационного рынка, около 75% оборота информационных услуг и четыре пятых рынка программных продуктов. Новая экономика, по мнению многих экспертов, отменила сложившиеся правила фондового рынка. Сейчас накоплена критическая масса инноваций и произошел информационно-инновационный «взрыв». Каждая инновация создает предпосылки для новых и индуцирует цепную реакцию инноваций. Это и обусловливает непрерывный быстрый рост новой экономики США.

В результате сложились условия для лавинообразного нарастания спроса на новые информационные продукты: темпы подключения к сети Интернет в США и большинстве других развитых стран росли в 1996-1999 годах на 60-100 процентов в год (число подключений в США составляло на 1 января 1997 года несколько менее 40 на 1 тысячу человек, на 1 января 1998 - чуть более 60 и на 1 января 1999 года -115 подключений на 1 тыс. человек) [6, с.45].

В США, где венчурный капитал развит в большей степени, нежели в Европе, сегодня 15 из 20 самых богатых людей Соединенных Штатов представляют компании, возникшие в течение последних одного-двух десятков лет - Microsoft, Metromedia, Dell, Intel, Oracle, Viacom, New World Communications.

Особое внимание обращает на себя то, что новые компании обязаны своим феноменальным взлетом одному или нескольким людям - их основателям и владельцам, не утрачивающим контроля над своим детищем. Так, Б. Гейтс владеет сегодня 21 процентом акций Microsoft, оцениваемым более чем в 82 млрд долл.; М. Делл контролирует около трети акций компании Dell стоимостью около 11 млрд долл.; Дж. Безос создал состояние в 2 млрд долл. в качестве основателя Amazon.com, интернетовской компании по продаже книг; Д. Фило и Дж. Янг стали миллиардерами, будучи совладельцами, не менее знаменитой Yahoo, а С. Кейз владеет значительным пакетом созданной им America On Line, рыночная стоимость, которой оценивается в 35 млрд. долл.

В Европе, так же, как в США, возникла новая экономика, базирующаяся на высокотехнологичных, информационно-коммуникационных корпорациях. Объем венчурного капитала, увеличиваясь с 1973 года в странах ЕС на 35-45 процентов ежегодно, достиг к 2000 году почти 9 млрд. долл. В 1996 году был учрежден европейский фондовый индекс для высоко технологичных компаний, EASDAQ, в листинге которого находились 26 компаний общей стоимостью 12 млрд. долл. Рост европейского высокотехнологичного индекса составляет примерно по 100 процентов в год на протяжении четырех последних лет. Его германский и французский аналоги - Neuer Markt и Le NouveauMarche - только в первой половине 1999 года обнаружили рост на 145 и95 процентов соответственно.

Интернет-корпорации стали самыми привлекательными объектами для инвестиций. Акции телекоммуникационных и компьютерных компаний традиционно торгуются в электронной бирже NASDAQ (в 1999 году в NASDAG входили около 5500 компаний с суммарной капитализацией в 2,3 трлн. долл.). Рост их акций еще более значителен и устойчив, чем увеличение капитализации корпораций в традиционных отраслях экономики (если акции традиционных компаний выросли с 1995 по 2000 год в 3 раза, то акции в NASDAG выросли в 7 раз.). При незначительных размерах основного капитала новые компании обладают гигантской капитализацией. Так, капитализация (суммарная стоимость акций) компании Netscape, обладавшей в 1996 году фондами в 17 млн долл., но при этом контролировавшей 85 процентов американского рынка интернетовских браузеров, превышала в 2000 году 3 млрд. долл. Стоимость компании America On Line, составлявшая в 1993 году 268 млн. долл., сегодня приблизилась к 27 млрд. долл. [6 с.48]

Примечательно сравнение показателей компаний "новой" и "старой" экономик США. Так, в компании "Яху", которой принадлежит одноименный портал, работает всего 800 человек, а капитализация на начало 2000 года составила 92,9 млрд. долл. и намного превзошла капитализацию промышленного гиганта "Дженерал моторе" (52,7 млрд. долл.) с численностью работающих 594 тыс. человек. В целом три ведущие американские интернет-компании втрое превосходят по капитализации три крупнейшие компании американского автомобилестроения, в которых занято в 40 раз больше работающих.

Высокую биржевую оценку информационных технологий нельзя считать чисто спекулятивной. Она в значительной степени опирается на стремительный темп развития инноваций, питающих оптимистические ожидания деловых кругов и населения США. Рассматривая проблему отрыва курсовой стоимости активов от «реальной», американские экономисты указывают и на то, что фирмы накопили сверх стоимости зданий и оборудования огромные фонды не вещного капитала, не отражаемого в бухгалтерских документах. Он складывается из результатов исследований и разработок, патентов, ноу-хау, а также выступает в форме современных организационных структур, управленческого и иного опыта высококвалифицированных специалистов, представляющего подчас уникальную ценность. Этот компонент особенно велик в фирмах высокой технологии [6, с.49].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по теме

Производство безалкогольных напитков, лимонада
В моей курсовой работе рассмотрено предприятие занимающееся производством безалкогольных напитков, в частности, лимонада. Это один из первых напитков, который стали производить промышленно, это производство актуально и по сей день. ...

Определение экономической эффективности проекта автоматической линии
Задание к курсовой работе на тему: «Определение экономической эффективности проекта автоматической линии» 8вариант Исходные данные Двухсменный режим работы Поправочные коэффициенты: 1. Коэффициент вспомогательного врем ...

Разделы сайта