Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

Зарубежные компании и их дочерние фирмы, пользуясь нашей неподготовленностью к жесткой конкурентной борьбе, а также несовершенством законодательства к настоящему времени взяли под контроль до 80% телекоммуникационных и информационных сетей России и других стран СНГ. Не лучше обстоит дело и с радиочастотным пространством, которое также фактически контролируется, планируется и управляется компаниями США.

По некоторым данным, экономический ущерб, наносимый нашей стране только в области телекоммуникаций и СМИ (в связи с использованием зарубежного оборудования), превышает сотни миллионов долларов в год. Потери за счет поставок и эксплуатации импортного оборудования спутниковой и наземной связи за последние три года составили несколько миллиардов долларов [17, с.14].

Контроль иностранным капиталом нашего информационно-телекоммуникационного поля (в том числе спутников и средств наземной связи) может привести к его отключению в желаемое для соответствующего государства время. А это чревато полной утратой управления в сложных ситуациях не только рынком, но и, в конечном счете, страной, как было, например, в Ираке.

Зарубежные государства законодательно четко регламентируют присутствие иностранных конкурентов и защищают свои информационные поля от проникновения в них. Так, в США участие российских предпринимателей в создании американских информационно-коммуникационных систем и сетей официально запрещено, а участие других зарубежных фирм ограниченно 20%. Иностранцы также не имеют права доступа как к управлению оборудованием, так и к контролю информационных каналов и самой информации. Аналогичные законодательства приняты во всех развитых странах. В России, к сожалению, дело обстоит далеко не так. Сегодня не только узкому кругу специалистов известно, что каждые девять из десяти компьютеров, поставляемых США и их партнерами, снабжены элементами системы шпионажа. Сеть «Интернет» создана с целью глобальной «откачки» и анализа информации американскими специальными аналитическими группами (в этом участвуют более 140 университетов и четыре-пять аналитических центров информационной разведки Госдепартамента США).

В печати были сообщения о том, что такие широко используемые аппаратно-программные комплексы, как антивирусные, «Back Office», «Windows» и другие, служат тем же целям. Создана и действует индустрия «промывания мозгов» населения многих стран через спутниковые и другие системы массового информационного воздействия. Важнейшим фактором, определяющим национальную безопасность государства, является электромагнитный ресурс планеты, за передел которого уже много лет идет международная борьба. И кто станет хозяином этого ресурса (особенно для спутниковой сети), тот и будет диктовать странам и континентам свою волю.

России срочно нужна законодательная база и техническая система контроля за иностранным информационным проникновением, защиты от него и противодействия ему. Необходимо разработать и принять закон:

предотвращающий ослабление роли государства в контроле и управлении информационно-телекоммуникационным пространством;

разрешающий операторскую и другие виды деятельности в региональных и федеральных информационно-телекоммуникационных сетях компаниям, в акционерном капитале которых иностранцы имеют не более 20%;

запрещающий иностранцам и лицам с двойным гражданством доступ к управлению российскими информационно-телекоммуникационными сетями и к контролю за содержащейся в них информацией;

определяющий требования к ввозимому зарубежному информационно-телекоммуникационному оборудованию и меры по контролю этих требований в части характеристик по интерфейсам, по выполнению функций СОРМ, по недопущению «черных ящиков», «закладок» и т.п. [17, с.15].

Кроме того, для безопасности страны необходим контроль за содержанием информационных потоков со стороны государственных структур. Требуется также закрытость информации (жизненно важной для государства и любого участника рынка товаров и услуг) с одновременным обеспечением для любого потребителя полной прозрачности информационно-телекоммуникационного пространства общего пользования.

Создание единого для стран СНГ информационно-телекоммуникационного пространства - первостепенная задача. Достижение такой цели на основе интеграции сетей различных операторов будет отвечать интересам государств Содружества, предприятий различных форм собственности, населения и инвесторов.

Первым шагом в этом направлении был проект, содержавший комплекс решений, разработанный в 1991-1992 гг. под руководством ЗАО «Техинфо» в рамках программы «АИС-Россия». Предусматривался, в частности, контроль за потоками спутниковой и иной информации внутри нашей страны. Это позволило бы обеспечить должную безопасность и соблюдение национальных интересов государства. Но проект был лишь частично реализован.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по теме

Исследование деятельности автономных некоммерческих организаций
Автономные учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальн ...

Муниципальное предприятие города Благовещенска Гостиничное хозяйство
За период с «08» июня по «01» августа 2010 года я проходил производственную практику в Муниципальном предприятии города Благовещенска «Гостиничное хозяйство». При прохождении практики в Муниципальном предприятии города Благовещенска ...

Разделы сайта