Типы конкуренции

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам: - на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары; - для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами; - предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции; - доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Для олигополии характерно немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Они могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Существование олигополии связано с ограничением входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации. В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

Наиболее наглядно типы рыночных структур можно представить в виде таблицы:

Таблица 1 Характеристики типов рынков

Параметры

Полиполия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм, производящих продукт

Много независимых фирм; нет контроля по рынкам

Много фирм производящих сходные товары и услуги

Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги

Один продукт и одна фирма

Контроль над ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует влияние «ценового лидера»

Практически полный контроль

Товарная дифференциация

Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству

Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка

Существенна для отдельных продуктов (авто). Мала для стандартизованных (бензин)

Нет

Легкость входа

Относительно легкий вход и выход

Относительно легкий вход и выход

Трудный. Часто требует больших инвестиций

Очень трудный

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Роль ВТО в экономике Российской Федерации
Автор считает, что эта тема является актуальной для всех россиян. Главной причиной этого является то, что переговорный процесс подходит к концу, если можно так выразиться, Россия уже находится одной ногой в этой организации. А так же п ...

Повышение производительности труда на предприятии
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или в ...

Разделы сайта