Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Собственники малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.

Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:

более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;

большая зависимость от крупных компаний;

ошибки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получения кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров.

Большинство неудач малых фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. В регулярно проводимых опросах главными причинами неудач называют:

некомпетентность бизнесменов;

несбалансированный опыт;

нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах владения и в товариществах;

не умение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Малое предприятие «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

Другие статьи по теме

Разработка бизнес-плана шахты, обеспечивающего стабильное её функционирование, изыскание резервов
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, пол ...

Повышение производительности труда на предприятии
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или в ...

Разделы сайта