Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Собственники малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.

Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:

более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;

большая зависимость от крупных компаний;

ошибки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получения кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров.

Большинство неудач малых фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. В регулярно проводимых опросах главными причинами неудач называют:

некомпетентность бизнесменов;

несбалансированный опыт;

нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах владения и в товариществах;

не умение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Малое предприятие «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

Другие статьи по теме

Исследование деятельности автономных некоммерческих организаций
Автономные учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальн ...

Первый мировой кризис XXI века причины и природа
Причины, которые породили мировой финансовый, а впоследствии глобальный экономический кризис 2008-2011 гг., именно истинные причины, по своему существу единственны. Существуют различные точки зрения как на ход и процесс развертывания с ...

Разделы сайта