Социальные условия:
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары,отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От своей деятельности предприниматель должен получать удовольствие. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Правовые условия:
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Примером может служить складывающаяся в течении многих лет система законов, действующих в сфере малого бизнеса а США. Приведем лишь некоторые из них (табл.4.2. )
Законы, действующие в сфере малого бизнеса в США
Таблица 4.2
Закон |
Основные положения закона |
Антитрестовский закон Шермана (1890) |
Запрещение «монополий или попыток монополизации», а также «договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли между штатами или внешней торговли» |
Закон о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов (1906) |
Запрещение производства, продажи или транспортировки фальсифицированных или не правильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатной торговли. В 1938 г. Заменен федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 и 1962 гг. в него внесены ужесточающие поправки |
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914) |
Учреждение комиссии - специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает, что «недобросовестные методы конкуренции в торговле является незаконным» |
Закон Клейтона (1914) |
Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов) |
Закон Уилера Ли (1938) |
Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносятся ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов |
Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров (1966) |
Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления, обязывающих производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя и точное количество содержимого |
Закон о безопасности потребительских товаров (1972) |
Учреждение комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее правом введения стандартов безопасности на товары широкого потребления и санкций за несоблюдение этих стандартов |
Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978) |
Объявление незаконными домогательство или жестокое обращение с людьми, распространение ложных заявлений или использование недобросовестных методов при сборе долгов |