Государственная поддержка малого предпринимательства

несовершенная система налогообложения;

отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

продолжающиеся криминальные угрозы.

Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

«О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;

«О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограниченно число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.

При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом.

Одно из основных направлений Комплексной программы -соединение единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены а основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, недоработанный Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений.

Другой приоритет - информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.

Приведем статистические данные на этот год в России. Несмотря на многомиллиардные программы господдержки, количество малых предприятий по России сократилось в среднем на 5,7%, подсчитали исследователи.

За год число малых предприятий по России сократилось на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном ФО - на 6% и в Приволжском ФО - на 1,5%. Самое сильное падение в ЮФО - 26%, в Центральном - 13%, в Уральском - 12,7%. Это следует из очередного доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанного на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики (в исследовании учитывались только данные по малым предприятиям, данные по микропредприятиям и ИП не учтены)

Количество малых предприятий в расчете на 100 000 человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Иностранный инвестор, его статус в процессе инвестирования
Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную службу. Екатерин ...

Экономическое обоснование строительства и оборудования кинотеатра
Целью данной курсовой работы является определение срока окупаемости затрат на строительство и оборудование кинотеатра. На основании расчетного срока окупаемости делаются выводы об экономической целесообразности или нецелесообразности ...

Разделы сайта