Методы прогнозирования показателей рентабельности предприятия

Прогнозируя уровень рентабельности предприятия, необходимо учитывать следующее:

прибыль, которая всегда стоит в числителе показателей не учитывает планируемый эффект от долгосрочных вложений;

рост уровня рентабельности всегда означает повышение степени риска;

числитель и знаменатель дробных показателей выражен в денежных единицах различной покупательной способности. Так, уставный капитал вкладывается в течение ряда лет, т.е. он выражен в учетной стоимости, а прибыль получают за конкретный текущий период. Поэтому для целей объективного прогнозирования рентабельности необходимо переоценивать активы с позиции рыночной стоимости [6, c.22].

Успешное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия в конечном итоге всегда направлено на максимизацию получаемой прибыли. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.

В процессе прогнозирования показателей рентабельности менеджеры не должны упускать из виду, что процесс инфляции оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты, и по этой причине необходимо обращать постоянное внимание на уровень рентабельности при формировании продажной цены продукции.

Очевидно, что важной частью прогнозирования уровня рентабельности является задание на перспективу необходимой величины оборотных средств. Находясь постоянно в обороте предприятия, оборотные средства являются источником авансированного финансирования затрат на производство и реализацию продукции с момента образования производственных запасов до момента поступления средств за реализованную продукцию [18, с. 94].

При прогнозировании рентабельности следует учитывать, что величина планируемых затрат на реализуемую в планируемом году продукцию не совпадает с величиной плановых затрат на производство товарной продукции за счет переходящих остатков нереализованной продукции на начало и на конец года и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на стоимость реализованной продукции. Игнорирование указанных данных искажает прогнозный показатель рентабельности.

В сезонных отраслях промышленности при прогнозировании уровня рентабельности учитываются также сверхнормативные запасы готовой продукции на конец года, покрываемые кредитами банка.

Для определения прогнозного уровня выручки необходимо знать цены, по которым будет реализована продукция предприятия. При этом для тех видов продукции, по которым действуют надбавки и скидки за качество продукции, сортность, посторонние компоненты, зольность, необходимо при расчете выручки наряду с основной ценой учитывать эти надбавки и скидки [21, c.236].

Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж с целью прогнозирования ее уровня в плановом периоде может быть использована следующая формула:

, (23)

где Р­R - резерв роста рентабельности;

Rв - рентабельность прогнозируемая;

Rф - рентабельность фактическая;

Р­П - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi - прогнозируемый объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свi - прогнозируемый уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф - фактическая прибыль от реализации продукции;

Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Прогнозирование уровня рентабельности является важным этапом финансового планирования на предприятии. Рентабельность как качественный показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности позволяет абстрагироваться от абсолютных стоимостей реализуемой продукции и затраченных на ее производство ресурсов, что в значительной степени повышает объективность оценки эффективности работы фирмы. Соответствие фактического уровня рентабельности плановому является более точным индикатором реализации тактических управленческих мероприятий по сравнению с динамикой финансовых результатов в абсолютных числах.

Другие статьи по теме

Цена как основной фактор конкуренции
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что понятия конкуренции и ценообразования является фундаментальными в экономической теории рыночных отношений. Можно привести следующее определение: конкуренция - ситуация, когда суще ...

Инвестиционный проект для улучшения производственной мощности предприятия ОАО Тяжромарматура
Более полувека предприятие Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры (сокращенно ОАО "Тяжпромарматура") специализируется на производстве трубопроводной арматуры для газовой, нефтяной, химической и энергетической отрасле ...

Разделы сайта