Модель ломаной кривой спроса

Модель ломаной кривой спроса была разработана в 1939 году экономистом Полем Свизи, с тем, чтобы в условиях некооперируемой олигополии объяснить жесткость цен.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD (Рис.4) - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K.

Рис.4 Ломаная кривая спроса

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK Что произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и , соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

Различная эластичность спроса на продукцию фирмы - олигополиста ниже и выше уровня преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса.

Модель ломаной кривой спроса объясняет причину стабильности цен на рынке олигополии при небольшом изменении спроса на рынке или издержек. Очевидно, что если фирма-олигополист ожидает адекватной реакции со стороны других фирм на свои действия, он постарается воздержаться от одностороннего понижения или повышения цен.

Наблюдения на практике подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в слабо дифференцированной или чистой олигополии есть тенденция к выравниванию цен , в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Модель ломаной кривой спроса также плохо работает во время инфляции, при повышении общего уровня цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в рыночном спросе или отраслевых издержках.

Другие статьи по теме

Сравнительный исследование антимонопольной политики Кыргызстана и зарубежных стран
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий. В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренц ...

Совершенствование управления основными фондами
В условиях становления рыночных отношений предприятия становятся собственниками определенного обособленного имущества, поэтому важное значение приобретает оценка имущества предприятия. В своей деятельности предприятие для осуществления ...

Разделы сайта