Инвестирование высокотехнологичных компаний

Важнейшей предпосылкой финансового успеха венчурного инвестора является отбор проектов для инвестирования. Это долгий и тщательный процесс, требующий времени. Для того чтобы в соответствии с правилом «3-3-3-1» из 10 компаний одна дала превосходные, а еще три - очень хорошие результаты на «выходе», необходим основательный подход к отбору всех компаний, так как неизвестно заранее, кто из них станет лидером рынка.

Отбор проектов для финансирования - сложный и затратный по времени процесс, в рамках которого инвестор проводит всестороннее изучение огромного объема информации о существующих компаниях и отбор среди них наилучших. Это демонстрирует рис. 3.1.

Рис. 3.1

Процедура отбора компаний венчурными фондами

Процесс отбора состоит из двух последовательных стадий: deal flow и due diligence.

Поиск и отбор компании (deal flow) - первоначальный этап поиска конкурентоспособных венчурных проектов. Основными источниками информации о компаниях являются их резюме, поступающие инвестору. Со своей стороны инвестор сам ищет проекты через анализ прессы и рекламных материалов, выставки, венчурные ярмарки, базы данных ассоциаций венчурного инвестирования, личные контакты. Вне зависимости от ориентации и предпочтений инвесторов общим критерием выбора является ответ на единственный вопрос: способна ли компания и рынок, в котором она находится к быстрому развитию и достижению лидерских позиций. При этом предполагается, что финансовый риск инвестора очень велик, и он может быть оправдан лишь возвратом на вложенный капитал выше среднего по рынку уровня.

Переходом от поиска к изучению компании является «первая встреча» инвестора и представителей компании, в ходе которой обе стороны приглядываются друг к другу на предмет возможности взаимодействия в будущем. Затем проводится множество повторных встреч. Часть из них сопровождается выездом инвестора в компанию, осмотром производства и демонстрацией продукции.

Изучение компании (due diligence) - процесс «тщательного анализа» компании. Эта стадия может продолжаться от нескольких месяцев до года и завершается принятием окончательного решения о начале инвестиций или отказе от них. Рассматриваются все аспекты текущего состояния компании и рынка в целом и их перспективы.

Основные задачи процесса изучение компании:

l понять бизнес и оценить его стоимость;

l оценить риски;

l проанализировать финансовое состояние проекта;

l оценить перспективы бизнеса и конкурентную среду;

l оценить способности менеджмента в эффективном управлении бизнесом.

В целом процесс отбора компаний включает ряд этапов.

1. Изучение поданных заявок.

2. Первая встреча («изучение друг друга»).

. Обсуждение продукции, рынка, перспектив, команды.

. Обсуждение вопросов интеллектуальной собственности.

. Обсуждение производства и выезды для осмотра производства.

. Обсуждение финансового состояния компании и условий инвестирования.

. Обсуждение, анализ и корректировка бизнес-плана.

. Финальная встреча.

Даже в случае отказа в инвестициях финальная встреча с представителями фонда весьма полезна для предпринимателя, так как в ее ходе венчурный инвестор может дать компании много ценных советов и указаний относительно ее будущей стратегии.

Первый документ, который поступает в распоряжение венчурного инвестора, - это резюме проекта или инвестиционное предложение, объем которого - не более 3-7 страниц. Именно оно анализируется на стадии отбора В случае перехода на стадию изучения компанию просят предоставить подробный бизнес-план, объем которого должен составлять 20-30 страниц. Впоследствии бизнес-план будет дорабатываться при участии венчурного инвестора. В ряде случаев информация о компании предоставляется в виде PowerPoint-презентации, выставочного стенда, а также записи в каталоге выставок или венчурных ярмарок.

Ведущие эксперты по бизнес планированию рекомендуют наряду с идеей формулировать цели проекта. Хорошим инструментом для выработки понятных для инвестора целей служит принцип SMART: цели создаваемого бизнеса должны быть конкретными (Specific), поддающимися измерению (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными(Realistic), привязанными ко времени(Timed). Принципы методологии SMART изложены в приложении 3.

Структура бизнес-предложения, бизнес-плана и презентации компании примерно соответствует целям и критериям отбора и состоит из следующих пунктов:

1. ключевая информация о проекте;

2. команда;

. бизнес и стратегия;

. интеллектуальная собственность;

. производство/операции;

. финансы;

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Инвестиционный проект для улучшения производственной мощности предприятия ОАО Тяжромарматура
Более полувека предприятие Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры (сокращенно ОАО "Тяжпромарматура") специализируется на производстве трубопроводной арматуры для газовой, нефтяной, химической и энергетической отрасле ...

Исследование социального положения страны
Доля населения России, доходы которого ниже прожиточного минимума, с каждым годом сокращается, но по-прежнему высока. С начала 2005 г. по III квартал 2007 г. она сократилась с 17,7 до 14,8%. Два года назад доходы 34,9 млн. человек были ...

Разделы сайта