Рентабельность - это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.
Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.
Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.
Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д. [4]
Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:
1) ускорением товарооборачиваемости;
2) уменьшением массы издержек;
) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.
Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:
) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
) освоение нового рынка;
) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;
) организационно-управленческие новшества.
Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий:
) снижение цены при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж, которое увеличит массу рентабельности;
) не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода.
В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.
В данной курсовой работе было обнаружено, что рентабельность предприятия ЗАО «ЗЖРК» в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно увеличилась, что связано с влиянием различных факторов. Пути повышения показателя рентабельности целесообразно искать в следующих статьях финансовой отчетности:
) объем товарной продукции в оптовых действующих ценах;
) численность ППП;
) объем валовой прибыли;
) финансовые результаты от обычной деятельности;
) объем чистой прибыли .
Исходя из информации о расходах предприятия (Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» за 2009 год) можно сделать вывод о том, что наиболее целесообразное решение, которое может принять руководитель по повышению показателя рентабельности - это организация жесткого контроля над расходами предприятия, составление смет по расходам.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Показатель рентабельности имеет особо важное значение в современных рыночных условиях, когда руководству требуется принимать неординарные решения для обеспечения прибыльности и формирования финансовой устойчивости предприятия.