Понятие информационной экономики

В последние 30 лет экономисты и маркетологи, социологи и философы, программисты и государственные деятели выработали и стали активно использовать новый термин - «информационное общество». Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни [11, с.23].

Для экономистов информация - "это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием внешних консультантов и др.". В рамках принятия решений информация - "все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу". С точки зрения кибернетики информация "уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования, и не потому, что при этом упрощается управляемая система, а потому, что поведение системы становится более предсказуемым". Для теории информации (семиотики) информация - это "мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии".

Перед тем, как дойти до потребителя, информация проходит ряд этапов:

сбор данных;

переработка данных;

хранение информации;

передача информации.

На каждом из этих этапов используются различные методы управления информацией, разработанные в кибернетике, исследовании операций, теории информации, информатике, экономике и менеджменте. Однако на каждом из этих этапов, особенно на этапе передачи информации, все больше возрастает роль телекоммуникаций [11, с.24].

Коммуникации и телекоммуникации - это средства обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более субъектами. Теле - это начальная часть сложных слов, означающих дальность, действие на большом расстоянии. Таким образом, телекоммуникации - это процессы передачи и обмена информацией на расстоянии между различными субъектами.

В рамках телекоммуникаций наиболее важными характеристиками информации являются ее объем, способ кодирования, скорость передачи - то есть синтаксические характеристики. Именно на этих проблемах сосредоточено внимание теории информации, которая занимается правилами отбора необходимых данных, определением потребности в них, полезности информации.

Телекоммуникации играют все большую роль как в процессах удовлетворения потребностей в информации, так и в развитии общества в целом. Телекоммуникационные и информационные услуги перешли в разряд услуг первой необходимости и претендуют войти в "потребительскую корзину", что говорит о большой социальной значимости этих услуг. Значение телекоммуникационной сферы проявляется в следующих функциях:

. Социальная функция - обеспечение связи между людьми, организациями, государственными учреждениями.

. Экономическая функция - насыщение информацией хозяйствующих субъектов для принятия управленческих решений.

. Политическая функция - распространение информации государственных органов управления, политических партий и движений, средств массовой информации, то есть обеспечение свободы слова.

. Государственная функция - обеспечение органов власти необходимыми данными для управления страной, в том числе обеспечение национальной безопасности.

. Технологическая функция - обслуживание технического прогресса в области информатизации общества.

Различные субъекты общества интересуются различными аспектами информации. Объединяет их одно: потребность в информации и ее прагматический аспект, который заключается в ответе на вопрос: кто, о чем, когда и что должен знать. А потребности в информации в последнее время растут в геометрической прогрессии [11, с.24].

Огромный поток информации с середины XX в. не дает возможности обрабатывать и анализировать ее старыми методами. В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Бурный рост объемов информации породил информационный кризис, который заключается в противоречиях: разнообразие информации возросло и удовлетворяет различные потребности, но при этом циркулирует масса избыточной информации, бесполезной для потребителей; накоплен огромный информационный потенциал, а люди не могут им воспользоваться в силу физических и технических ограничений. Внедрение автоматизированных средств обработки информации, особенно компьютеров, производительных средств передачи информации позволяет справиться с этими противоречиями. Эти процессы положили начало новому этапу в эволюции человечества, связанному с информацией общества, которая направлена на разрешение сложившихся противоречий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Финансовая санация на предприятии
В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин « ...

Производство безалкогольных напитков, лимонада
В моей курсовой работе рассмотрено предприятие занимающееся производством безалкогольных напитков, в частности, лимонада. Это один из первых напитков, который стали производить промышленно, это производство актуально и по сей день. ...

Разделы сайта