Понятие информационной экономики

В последние 30 лет экономисты и маркетологи, социологи и философы, программисты и государственные деятели выработали и стали активно использовать новый термин - «информационное общество». Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни [11, с.23].

Для экономистов информация - "это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием внешних консультантов и др.". В рамках принятия решений информация - "все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу". С точки зрения кибернетики информация "уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования, и не потому, что при этом упрощается управляемая система, а потому, что поведение системы становится более предсказуемым". Для теории информации (семиотики) информация - это "мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии".

Перед тем, как дойти до потребителя, информация проходит ряд этапов:

сбор данных;

переработка данных;

хранение информации;

передача информации.

На каждом из этих этапов используются различные методы управления информацией, разработанные в кибернетике, исследовании операций, теории информации, информатике, экономике и менеджменте. Однако на каждом из этих этапов, особенно на этапе передачи информации, все больше возрастает роль телекоммуникаций [11, с.24].

Коммуникации и телекоммуникации - это средства обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более субъектами. Теле - это начальная часть сложных слов, означающих дальность, действие на большом расстоянии. Таким образом, телекоммуникации - это процессы передачи и обмена информацией на расстоянии между различными субъектами.

В рамках телекоммуникаций наиболее важными характеристиками информации являются ее объем, способ кодирования, скорость передачи - то есть синтаксические характеристики. Именно на этих проблемах сосредоточено внимание теории информации, которая занимается правилами отбора необходимых данных, определением потребности в них, полезности информации.

Телекоммуникации играют все большую роль как в процессах удовлетворения потребностей в информации, так и в развитии общества в целом. Телекоммуникационные и информационные услуги перешли в разряд услуг первой необходимости и претендуют войти в "потребительскую корзину", что говорит о большой социальной значимости этих услуг. Значение телекоммуникационной сферы проявляется в следующих функциях:

. Социальная функция - обеспечение связи между людьми, организациями, государственными учреждениями.

. Экономическая функция - насыщение информацией хозяйствующих субъектов для принятия управленческих решений.

. Политическая функция - распространение информации государственных органов управления, политических партий и движений, средств массовой информации, то есть обеспечение свободы слова.

. Государственная функция - обеспечение органов власти необходимыми данными для управления страной, в том числе обеспечение национальной безопасности.

. Технологическая функция - обслуживание технического прогресса в области информатизации общества.

Различные субъекты общества интересуются различными аспектами информации. Объединяет их одно: потребность в информации и ее прагматический аспект, который заключается в ответе на вопрос: кто, о чем, когда и что должен знать. А потребности в информации в последнее время растут в геометрической прогрессии [11, с.24].

Огромный поток информации с середины XX в. не дает возможности обрабатывать и анализировать ее старыми методами. В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Бурный рост объемов информации породил информационный кризис, который заключается в противоречиях: разнообразие информации возросло и удовлетворяет различные потребности, но при этом циркулирует масса избыточной информации, бесполезной для потребителей; накоплен огромный информационный потенциал, а люди не могут им воспользоваться в силу физических и технических ограничений. Внедрение автоматизированных средств обработки информации, особенно компьютеров, производительных средств передачи информации позволяет справиться с этими противоречиями. Эти процессы положили начало новому этапу в эволюции человечества, связанному с информацией общества, которая направлена на разрешение сложившихся противоречий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Бизнес-план салона-парикмахерской Виола
оборотный Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 гг. их применение становится обязательным. Бизне ...

Повышение производительности труда на предприятии
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или в ...

Разделы сайта