Сущность акционирования как способа аккумуляции средств и развитие его организационно-экономического механизма

Пятая особенность объединения средств акционеров заключается в том, что аккумулированные вложения превращаются как бы в два параллельно существующих капитала: действительный и фиктивный. Первый - акционерный капитал, вложенный в имущество предприятий, - действительный капитал. Второй, представленный акциями, - фиктивный капитал. С первым связан доход от деятельности акционерного общества. Со вторым - доход отдельных акционеров по акциям, им принадлежащим.

Имеет место и особенность, связанная с функциями складочного (уставного) капитала. Уставный капитал (УК) прежде всего выступает гарантом по обязательствам фирмы. Размер уставного капитала определяет возможные суммы обязательств акционерного общества. Вторая функция УК состоит в том, что он служит основой для распределения прибыли между акционерами. Выполнение этих функций требует соответствия уставного капитала рыночной стоимости предприятия. Занижение размера УК может привести к тому, что акционерное общество не сможет выполнять своих обязательств, а дивиденды будут выплачиваться по чрезмерно высоким процентам. Завышение размера уставного капитала связано с увеличением сумм по налогообложению имущества, амортизационных отчислений, что приведет к повышению себестоимости, а, следовательно, к искусственно заниженной рентабельности с понижением дивидендов.

Эта особенность и определила то внимание правительств развитых капиталистических стран, которое они уделяли установлению рыночных цен приватизируемых предприятий. Для этих целей привлекались высококвалифицированные эксперты, использовались при оценке имущества методы капитализации, доходный метод и др. В процессе оценки проводилась экспериментальная продажа акций.

Акционирование как экономическая категория имеет глубокое и самостоятельное толкование. Это прежде всего организационно-экономический и правовой механизм создания и функционирования особой формы организаций - акционерных обществ. Этот механизм, его принципы, методы, способы и приемы действуют не только при создании, но и в процессе всего периода функционирования акционерного общества. [1, c.241]

Любой организационно-экономический механизм как экономическое явление проходит стадии зарождения, развития и отмирания. Срок его действия зависит от того, соответствует ли он только определенным экономическим отношениям или и экономическому уровню, развитию производства, определенным социальным условиям. По такой схеме развивались многие механизмы. Так, механизм нормирования и оплаты труда, основанный Тейлором, с развитием техники потребовал разработки других методов организации рабочих мест, факторов оценки его результатов и уровня заработной платы.

Организационно-экономический механизм может и адаптироваться в имеющихся условиях, приобретая новые черты, однако не меняя при этом своей сущности. В том случае, если механизм отвечает требованиям общих законов организации и экономики, он развивается, адаптируется к изменяющимся условиям и продолжает действовать, переходя из одной общественной формации в другую, из одной стадии развития экономики в другую.

Таким уникальным механизмом является акционирование. Зачатки его появились в Древнем Риме, когда общим экономическим правилом считалось: лучше участвовать небольшими долями в нескольких предприятиях, чем предпринимать самостоятельные шаги на свой личный риск.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи по теме

Характеристика угроз экономической безопасности организации
Актуальность работы может быть объяснена несколькими положениями. В условиях экономики переходного периода организации (предприятия), получившие широкую хозяйственную самостоятельность, столкнулись с необходимостью принципиально новы ...

Исследование финансового состояния Курганского линейного отдела Энергосбыт Южно-Уральской железной дороги
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (пре ...

Разделы сайта