Поддержка малого бизнеса в японской экономике

Япония входит в первую тройку самых мощных экономик, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. Однако главным богатством этой страны является предпринимательский сектор (около 73% занятого населения).

Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место, как по уровню развития МПС, так и степени их взаимодействия с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Государственная ежегодная поддержка малого и среднего бизнеса достигает 0,3% расходного бюджета страны. Кроме того, значительную финансовую поддержку оказывают местные бюджеты, есть еще косвенные поступления из других бюджетных и частных источников (развитие науки и техники, образование, экономическое содействие и т.п.). При этом государственные средства в основном служат для оказания косвенной финансовой помощи сектору МСП (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, предоставление гарантий, проведение исследований и т.п.), а также для привлечения средств частного капитала.

Современная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства формировалась в Японии не менее 40 лет. Ее высокая результативность объясняется не только крупной финансовой и иной поддержкой. Главное - тонкий механизм балансировки, не допускающий перехода за грань, когда эта помощь приводит к бесполезному проеданию госбюджета.

«Японский успех» в области эффективности НТП и проникновения на внешние рынки опирается на высокую внутреннюю конкуренцию, степень которой выше, чем в других развитых странах. Все это влияет и на крупный бизнес, и, что важно, на создание общества, его дух. Высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией.

Гарантом сбалансированности интересов государства и некрупного предпринимательства выступают всевозможные общественные организации. Правительство стимулирует создание таких фирм, объединяющих представителей среднего и мелкого бизнеса, для того чтобы они активно участвовали в выработке государственной политики и принятии решений. Отслеживание интересов мелкого и среднего бизнеса занята разветвленная сеть торгово-промышленных советов, которые имеются даже в сельских поселках. В Японии такие советы- это общественные организации с прямым выходом на государственные органы всех уровней. На общенациональном уровне они объединены Торгово-промышленной палатой, также являющейся общественной организацией.

Законодательно определен и ценз предприятий, которые могут претендовать на статус малых и средних, включающих дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве - не более 300 человек, в оптовой торговле - 100, а в розничной и сфере услуг - человек). Есть также ограничения по величине уставного капитала: в промышленности, строительстве и на транспорте он не должен быть выше 770 тыс. долл., в оптовой торговле - 230 тыс., а в розничной торговле и сфере услуг - 77 тыс. долл.

По закону к малым предприятиям относятся те, где число занятых не превышает 20 человек в промышленности и 5 - в сфере торговли и услуг. В основном это предприятия потребкооперации, а также вспомогательных производств.

Важное место в системе поддержки занимает рационализация управления внутри малых предприятий: правильное ведение бухгалтерского учета, оптимальное распределение собственных и заемных средств, внутрифирменный менеджмент и планирование, умение налаживать контакты с потенциальными партнёрами и заказчиками, улучшение психологического климата коллектива фирмы - эти и многие другие дисциплины теории и практики управления доводятся до каждой некрупной фирмы. Существенный момент поддержки - оптимизация размеров предприятия в соответствии с требованиями НТП в каждой конкретной сфере экономической деятельности. Сюда тесно примыкает кооперирование некрупного бизнеса, которое позволяет повышать конкурентоспособность, противодействовать монопольному диктату крупных фирм, а также иностранным конкурентам. Поэтому само кооперирование - не только цель, но и средство государственной поддержки не крупного предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Статистическое изучение финансовых результатов предприятия на материалах ООО МАКС
В условиях рыночной экономики прибыль формирует основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального характера. За счет приб ...

Механизмы реализации потенциала территории
Сегодня для России одной из важнейших является проблема самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последо ...

Разделы сайта