Экономическое учение физиократов

В XVIII веке во Франции зародилось направление, ознаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило заглавие "физиократия". Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не средства, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда жесткое убеждение приверженцев этого учения, что единственным производительным классам в обществе являются фермеры (земледельцы). А все другие, в лучшем случае, лишь перерабатывают созданный ими продукт (индустрия, торговля), а в худшем этот продукт лишь потребляют (дворянство, армия). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть обязана была провести реформу, которая освободила бы фермеров от бессчетных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы способности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы достояние и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.

Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, ибо эти теории и взгляды "обросли ракушками" и потеряли свою значимость, а поэтому на знакомство с ними не следует терять времени. Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.

Почему же экономисту полезно, а подчас необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще 100-200 лет и более тому назад?

Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке дает возможность полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

Для того, чтобы понять процесс становления современных экономических теорий, нельзя обойти вниманием школу физиократов. Школа физиократов - специфическое течение в рамках классической политической экономии. Представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства. Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы "в пределах буржуазного кругозора дали анализ капиталу" и стали "настоящими отцами современной политической экономии.

Теоретической основой исследования являются концепции физиократов. При этом основное внимание уделяется взглядам Кенэ и Тюрго, так как последователи Кенэ практически ничего нового не внесли; они только повторяли мысли учителя.

При написании данной работы мной был использован ряд книг - как учебных пособий, так и монографий. Нужно отметить "Историю экономических учений" Ядгарова Я.Г и "Историю экономических учений" Бартенева С.А. В этих учебных пособиях кратко и сжато, подан материал, четко обозначены основные моменты деятельности Кенэ и Тюрго, суть их взглядов. Однако в них нет достаточно материала для объемной работы; кроме того, в них нет информации об остальных представителях школы. Этот пробел восполняет книга Аникина А.В. "Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса". Хотя она написана в достаточно популярной форме, тем не менее в ней поднимаются и рассматриваются многие малоизвестные моменты и спорные вопросы.

Цель работы - изучить взгляды физиократов.

Основными задачами настоящей работы являются:

. Выяснить взгляды основателя школы Ф.Кенэ;

. Определить, какой вклад внесли в развитие идей Кенэ его последователи, в том числе и Тюрго (хотя он и не считал себя таковым);

. Сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.

Предметом исследования является исторический процесс возникновения, развития, смены экономических идей концепций школы физиократов.

Методологически данная работа опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, логической абстракции, индукции, системный, математического моделирования.

физиократ экономический таблица кенэ тюрго

    Другие статьи по теме

    Финансовая санация на предприятии
    В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин « ...

    Оценка экономической эффективности применения улучшителя Амилокс при производстве хлебобулочных изделий
    В данном курсовом проекте рассмотрены два изделия: батон «Нарезной» 0,5 кг. в/с., и хлеб белый «Пшеничный» 0,5 кг. в/с. На их примере рассмотрена эффективность применения улучшителя амилокс. Суточная производительно по двум данным из ...

    Разделы сайта