Оценка стоимости инновационного проекта

По мнению специалистов, именно на стадии оценки венчурного проекта возникает большинство разногласий инвесторов и основателей компании, и на этом этапе срывается до 40% сделок. Признаком достижения этого консенсуса считается расхождение во взглядах на стоимость компании не более чем на 20%. Главная задача анализа стоимости компании заключается именно в этом консенсусе.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили пять методов оценки венчурных проектов. Во всех методах следует различать оценку компании pre-money (до получения инвестиций) и post-money (после получения инвестиций). Очень хорошим признаком является примерное совпадение оценок компаний по нескольким методам.

Приведенные нами далее процедуры очень схематичны и призваны скорее прояснить идею, чем дать окончательный метод

. Договорный метод является самым простым из используемых при оценке венчурных проектов. Он основан на достижении консенсуса между основателями компании и инвесторами относительно стоимости проекта в ходе переговорного процесса без привлечения какого-либо стандартного расчетного или математического метода.

Рассмотрим данный метод на примере компании «Спаркс», занимающейся компьютерными и нанотехнологиями. Компания находится на начальной стадии своего развития. Основателям компании в 2008 году было предложено продать патент иностранной фирме за 0,8 млн. долл., но они решили основать свое дело и привлечь венчурного инвестора. Им оказался венчурный фонд «Капитал», готовый дать 1,7 млн. долл. К моменту начала переговоров с инвестором основателями компании на свои деньги уже была закуплена часть необходимого производственного оборудования, поэтому доинвестиционная стоимость старт-апа была оценена самими предпринимателями в 1,2 млн. долл. Инвестор же придерживался другой точки зрения и оценивал проект на 0,6 млн. долл. После долгих переговоров стороны пришли к значению 0,9 млн. долл., а соответственно постинвестиционная стоимость компании была определена как 0,9 + 1,7 = 2,6 млн. долл.

. Метод сопоставимых оценок базируется на вычислении стоимости компании на основе текущих или прогнозных значений ее операционных показателей с использованием коэффициентов отношения стоимости к тем же показателям. Подобные коэффициенты называются рыночными мультипликаторами.

В настоящее время в венчурных фондах применяются следующие формулы:

= T/2 или V = E*5,

где V - стоимость компании (value); T - ее оборот (turnover); E - показатель прибыльности (earnings).

Значительно более обоснованной и объективной версией подхода с использованием множителей является выбор рыночного мультипликатора посредством анализа компаний, аналогичных оцениваемой по отрасли, темпам роста, по уровню рисков.

Продолжим рассматривать вышеприведенный пример компании «Спаркс». Ее основатели предполагают, что объем продаж через 3 года составит 8,2 млн. долл. Проведем сравнительные расчеты на основании данных двух моделей российских компаний «Х» в области нанотехнологий и «У» в области программного обеспечения. Предположим, что через 3 года после получения инвестиций их объемы продаж составили 2,7 и 10 млн. долл. соответственно. На момент начала инвестиций оценки для этих компаний составляли 1,5 и 2 млн. долл. Используем следующую формулу:

V post-money = k * S3

где V post-money - постинвестиционная стоимость компании; k - оценочный множитель для отрасли; S3 - объем продаж компании через 3 года после получения венчурных инвестиций.

Рассчитываем значения k из имеющихся данных по отрасли:

kbio = V post-money (Y)/S3 (Y) = 2/10 = 0,2nano = V post-money (Х)/S3 (Х) = 1,5/2,7 = 0,55

Предлагаемое компанией «Спаркс» решение можно отнести на 25% к нанотехнологиям, а на 75% - к программному обеспечению. Тогда итоговым множителем k будет:

kx = 0,25 * knano + 0,75 * k prog = 0,05 + 0,413 = 0,463

Следовательно,

V post-money («Спаркс») = kx * S3 = 0,463 * 8,2 = 3,79

Далее V pre-money равна:

V pre-money = V post-money - 1,7 = 2,09

Для оценки компании необходимо брать максимально приближенные по условиям компании отрасли.

Метод сопоставимых оценок получил широкое распространение в силу своей понятности, относительной простоты и ориентированности на рынок капитала. Однако у него есть свои недостатки:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Ресурсы предприятия и эффективность их использования
При формировании и развитии рыночных отношений предприятие становиться важнейшим элементом рыночной системы, поэтому и в современных условиях хозяйствования требуется переосмысление форм и методов ведения экономики предприятия. Сни ...

Расчет себестоимости и ее влияние на финансовые результаты предприятия СПК Новая Вохтога
Любая организация в своей деятельности сталкивается со многими проблемами или трудностями в решении некоторых экономических вопросов. Например, организация производства, привлечение инвестиций, покупателей, сбыт продукции и многое дру ...

Разделы сайта