Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку[14,с.312].
Основными задачами статистического анализа финансовых результатов являются:
· анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
· факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации и внереализационной деятельности;
· анализ и оценка использования чистой прибыли;
· анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
· анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения[15,с.172].
При проведении статистической оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные формы № 2«Отчет о прибылях и убытках».
Основными показателями прибыли являются:
• валовая прибыль;
• прибыль от продаж;
• прибыль до налогообложения;
• чистая прибыль.
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.
Модель формирования прибыли в условиях построения рыночной экономики в России содержит ряд итераций или расчетов. Рассмотрим их подробнее.
1-я итерация. Определение прибыли от реализации продукции, работ, услуг (валовой прибыли).
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость.
(1.1)
где - валовая прибыль; - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); - затраты, включаемые в производственную себестоимость.
В себестоимость продукции при определении брутто-прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Брутто-прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятий.
-я итерация. Определение прибыли от продаж. Она определяется вычитанием из валовой прибыли текущих периодических расходов (коммерческих и общехозяйственных расходов).
(1.2)
где - прибыль от продаж; - коммерческие расходы; - управленческие расходы;
В соответствии с международными бухгалтерскими стандартами такие периодические расходы в полном объеме вычитаются из валовой прибыли от реализации продукции, благодаря чему государство как бы разделяет риск предпринимателя от возможной непродажи продукции.
В случае расчета прибыли от продаж на основе исходных показателей (выручки, себестоимости ) получаем удлиненный вариант расчета:
(1.3)
Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
-я итерация. Определение прибыли отчетного периода до налогообложения, т.е. общей, балансовой прибыли. Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной и финансовой деятельности и прочих внереализационных и операционных доходов и расходов.
(1.4)
где - сальдо операционных доходов и расходов; - сальдо внереализационных доходов и расходов;
Балансовая прибыль есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности организации.