Задачи и система показателей статистического изучения финансовых результатов предприятия

Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку[14,с.312].

Основными задачами статистического анализа финансовых результатов являются:

· анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

· факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации и внереализационной деятельности;

· анализ и оценка использования чистой прибыли;

· анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

· анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения[15,с.172].

При проведении статистической оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные формы № 2«Отчет о прибылях и убытках».

Основными показателями прибыли являются:

• валовая прибыль;

• прибыль от продаж;

• прибыль до налогообложения;

• чистая прибыль.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Модель формирования прибыли в условиях построения рыночной экономики в России содержит ряд итераций или расчетов. Рассмотрим их подробнее.

1-я итерация. Определение прибыли от реализации продукции, работ, услуг (валовой прибыли).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость.

(1.1)

где - валовая прибыль; - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); - затраты, включаемые в производственную себестоимость.

В себестоимость продукции при определении брутто-прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Брутто-прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятий.

-я итерация. Определение прибыли от продаж. Она определяется вычитанием из валовой прибыли текущих периодических расходов (коммерческих и общехозяйственных расходов).

(1.2)

где - прибыль от продаж; - коммерческие расходы; - управленческие расходы;

В соответствии с международными бухгалтерскими стандартами такие периодические расходы в полном объеме вычитаются из валовой прибыли от реализации продукции, благодаря чему государство как бы разделяет риск предпринимателя от возможной непродажи продукции.

В случае расчета прибыли от продаж на основе исходных показателей (выручки, себестоимости ) получаем удлиненный вариант расчета:

(1.3)

Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.

-я итерация. Определение прибыли отчетного периода до налогообложения, т.е. общей, балансовой прибыли. Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной и финансовой деятельности и прочих внереализационных и операционных доходов и расходов.

(1.4)

где - сальдо операционных доходов и расходов; - сальдо внереализационных доходов и расходов;

Балансовая прибыль есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Основы экономики
Проанализировать структуру платных услуг. Рассчитать их динамику (темпы роста). Выявить долю услуг СКСиТ (туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные, гостиничные). Выявить темпы роста этих услуг. Написать выводы: анализ причинн ...

Особенности олигополии как рыночной структуры
Если вы захотели приобрести автомобиль отечественного производителя, то скорее всего вы остановите свой на выбор на автомобиле 1 из следующих заводов: ВАЗ, УАЗ или ГАЗ. Эти компании выпускают практически все отечественные автомобили. И ...

Разделы сайта