Проблемы становления информационной экономики в Республике Беларусь

В настоящее время существует много определений понятий «информационный рынок» и «структура информационного рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. Однако, на наш взгляд, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, и вывести свое определение структуры информационного рынка. Одновременно с этим необходимо отметить, что, приводя, по сути структуру информационного рынка, эти исследователи называют ее инфраструктурой, что не совсем верно, так как под инфраструктурой в широком значении понимаются отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества, а под структурой - строение, внутреннее устройство [19, с.12].

Например, в работе предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио продукции; услуги образования - все виды обучения; управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке и рынке труда.

Наиболее полная структура информационного рынка предложена С. М. Гуревичем. Однако и в ней есть определенные недостатки: 1) главную роль в своих секторах автор отводит СМИ, не затрагивая непериодические издания как источник информации; 2) в рынок периодических изданий он включает не только рынок прессы, но и аудиовизуальные, электронные СМИ и издания информационных агентств.

Поэтому нами с учетом этого предложена следующая структура информационного рынка (рисунок 3.1).

По такой усовершенствованной схеме рассмотрим структуру информационного рынка, перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь. Однако касаться будем только непосредственно среды и выявим основные тенденции развития мирового информационного рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической печати, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации.

На рынке периодической печати (прессы) нами были выявлены следующие тенденции развития.

Рисунок 3.1 -Структура мирового информационного рынка

- финансовый рынок; 2 - рынок материалов; 3 - рынок техники; 4 - издательский рынок; 5 - рынок рабочей силы; 6 - рынок информации; 7 - рекламный рынок; 8 - пресса (газеты, журналы, еженедельники); 9 - аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио); 10 - электронные СМИ (Интернет-СМИ и др.); 11 - издания информационных агентств; 12 - рынок непериодических изданий; 13 - кинодокументалистика; 14 - рынок распространителей, 15 - рынок покупателей: а) по полу, б) возрасту, в) национальности, г) интересам, д) профессии, социальному статусу

Так, в течение 2005-2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста - 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 %. Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно [19, с.13].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Исследование и развитие системы оплаты труда на предприятии
Известно, что оплата за труд является одним из важнейших стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Основным источником выплат заработной платы является запланированный фонд оплаты труда, который формируется ...

Исследование социального положения страны
Доля населения России, доходы которого ниже прожиточного минимума, с каждым годом сокращается, но по-прежнему высока. С начала 2005 г. по III квартал 2007 г. она сократилась с 17,7 до 14,8%. Два года назад доходы 34,9 млн. человек были ...

Разделы сайта